Последнее время в Новосибирской области, как и в соседних Омской, Томской, Кемеровской и Алтайском крае, отмечается рост заражений и смертей, вызванных новым коронавирусом, в основном штаммом Дельта.
Ранее мы в статье показали, что если регионы России рассматривать как единое целое, они следуют общему тренду Москвы, но с отставанием. Однако страна слишком велика, и выявленное отставание является неким средним, которое трудно применить к каждому из регионов – одни будут опережать общий тренд, другие отставать.
Отставание регионов от Москвы объясняется тем, что Москва – транспортный хаб, связанный авиа-, железнодорожным и автомобильным сообщением как с регионами, так и с заграничными странами, и опережает регионы по распространенности заражений.
Установить отставание отдельного региона от Москвы затруднительно по причинам статистического характера – малости выборок, и имеет смысл рассматривать Москву и отдельно кластер из близлежащих регионов. Выше и объединены Новосибирская область и 4 соседних региона. Также, Новосибирская область граничит с Павлодарской областью Казахстана, но ввиду ковидных ограничений на общение между гражданами стран, ее можно в кластер не включать.
Ниже графики числа ежедневных заражений по 5 перечисленным выше регионам.
Обращаем ваше внимание, что масштаб по вертикальной оси у всех 5 зависимостей разный, оттого не следует по графику судить, в каком регионе число зараженных больше по абсолютной величине.
Масштаб выбран разным для возможности сопоставимости зависимостей по 5 регионам. Можно судить, что общий вид зависимостей одинаков, хорошо просматриваются 3 волны коронавируса и еще не достигшая пика 4-я, при этом переход от 3-й волны к 4-й очень нечеткий ввиду незначительной просадки 3-й волны.
Многие авторитеты не признают наличия 4-й волны, нынешнее развитие считают продолжением еще не достигшей пика 3-й волны. Это дает возможность говорить, что каждая последующая волна выше предыдущей.
По графикам нельзя сказать, что какой-то из 5 регионов всегда опережает прочие или отстает от них; по всем 4-м волнам положение фронтов, переднего и заднего, постоянно меняется.
Также, если на фоне 1-й волны выделился Алтайский край, то на фоне 2-й волны уже Томская область, а на фоне 3-й – Омская. Также, хорошо заметна плоская вершина 3-й волны по Новосибирской области; анализ по дисперсии (разбросу) показывает недостоверность данных. Но короткий период недостоверности данных не мешает общей оценке.
Что же касается 4-й волны, там зависимости практически сливаются. Все это позволяет объединить все 5 регионов в единый кластер, и оценивать отставание кластера от Москвы единым расчетом, статистически более достоверным ввиду больших чисел (большего размера выборки).
Итак, берем 2 ряда данных: ряд числа ежедневных заражений по Москве и ряд числа заражений по выделенному кластеру. Смещая ряд кластера на 0, 1, 2 и т.д. дней, находим коэффициент корреляции Пирсона между 2 рядами данных, и то значение смещения, при котором коэффициент корреляции максимален, и признаем отставанием регионов кластера от Москвы.
Ниже соответствующий график.
Итак, по обозначенным выше 5 регионам пика 4-й волны коронавируса по заражениям следует ожидать 19 ноября, исходя из того, что по Москве пик прошел 31 октября (сглаженные данные, по фактическим возможны выбросы).
В случае второго пика по Москве, вызванного возвращением с курортов воспользовавшихся выпавшим внеочередным отпуском москвичей, возможен еще один пик и по регионам.
Что же касается ожидаемого числа заражений на пике, то можно экстраполировать сглаженные данные вперед, что дает по Новосибирской области сглаженный пик 470, по Омской области 710-720, по Томской области 350, по Кемеровской области 400, по Алтайскому краю 600.
Эти данные – верхний предел ожидаемого, возможны несколько сниженные цифры за счет снижения темпов прироста, влияния возрастающего коллективного иммунитета.