Степень усвоения учебного материала зависит не от количества потраченного времени, а от степени концентрации учащихся на уроке. Этот факт научно доказан. Из этой статьи вы узнаете эффективные приёмы, основанные на формуле: успех = время урока x интенсивность обучения. Чем внимательнее ученики на уроке, тем меньше времени потребуется для освоения учебного материала.
Неэффективные приёмы
Перед тем как перейти к эффективным приёмам, необходимо обратиться к вещам, которые ученики должны избегать:
- учить одно и то же долгое время
- заниматься только одной темой
- учить наизусть готовые предложения
- повторно читать текст или его фрагменты
Интенсивное обучение
Некоторые из названных выше пунктов вполне допустимы и долгое время считались целесообразными. Тем не менее, исследования показывают, что существуют более эффективные приёмы, нацеленные на качественную интенсификацию обучения в школе.
1. Предварительное тестирование знаний
Перед тем как перейти к новой теме, необходимо протестировать имеющиеся знания учеников. Для этого будет достаточно обычной контрольной работы или теста. Как утверждают исследователи, это позитивно влияет на дальнейший учебный процесс. И неважно, хорошо или плохо был написан предварительный тест. В качестве альтернативы можно предложить учащимся самостоятельно придумать вопросы по теме. Этот приём ментально готовит учащихся к экзаменам и способствует более качественному запоминанию новой информации.
2. Запрет на многозадачность
Логично, что не следует просить ученика ответить на вопрос, в то время как идёт просмотр учебного видео. Многозадачность, безусловно, вредна. Одновременное выполнение многих задач рассеивает внимание учащихся и не позволяет сконцентрироваться на изучаемом объекте. Каждый раз, когда ученика что-то отвлекает, он теряет концентрацию и вынужден заново настраиваться на учебную цель. Из-за этого ученики быстро устают и мало усваивают.
3. Прослушивание музыки на уроке
Самое простое и малоиспользуемое в реальности средство на уроке – это музыка. Определённая музыка активирует взаимодействие различных областей головного мозга, что, в свою очередь, способствует усилению процесса запоминания. Фоновая музыка без слов успокаивает и повышает работоспособность учащихся. Ученики подтверждают, что с помощью музыки им проще сконцентрироваться на изучаемом материале. Это средство эффективно для учащихся с любым типом восприятия информации, особенно для аудиалов.
4. Межтемное обучение
Межтемными называют связи, существующие между темами одной или различными дисциплинами. Заниматься одной и той же темой на протяжении долгого времени нецелесообразно. Намного эффективнее побудить учащихся к выстраиванию межтемных связей, раскрывая проблематику изучаемого в комплексе. Например, на уроке математики было бы разумно не только тренироваться в умножении, но и проработать задания с другими арифметическими действиями. Межтемное обучение делает мозг более восприимчивым к обучению.
5. Как маленьким детям
Вместо того чтобы предлагать классу выучить определение наизусть, необходимо сформулировать информацию и донести её до учеников «человеческим языком». В этом хорошо помогает один приём. Представьте себе, что перед вами пятилетний ребёнок, которому нужно объяснить материал максимально доступно. Кроме того, у учителя появляется возможность определить, что действительно важно в предлагаемой информации.
6. Разбивка учебного материала на более мелкие части
Презентацию нового материала необходимо разбивать на части, чтобы ученики могли осваивать информацию пошагово, с большей концентрацией на деталях.
Например, знакомя учащихся со средствами выразительности русского языка, не следует сразу называть и описывать все явления: аллегория – это…, гипербола – это…, ирония – это…, литота – это…, метафора – это…, окказионализмы – это… и т.д. Лучше изучать материал по частям: 1 часть: аллегория, гипербола (ученики потренировались усвоили); 2 часть: ирония, литота (ученики потренировались, усвоили)… и т.д.
7. Физкультура для мозга
Занятие спортом способствует повышению внимательности, т.к. благодаря насыщению мозга кислородом работоспособность обучающихся существенно увеличивается. Физкультминутки рекомендованы перед началом и в конце каждого урока.
p.s. Хотели бы вы узнать больше о "межтемном" обучении? Если да, пишите свои пожелания в комментариях!