Найти в Дзене

7 проверенных приёмов усвоения учебного материала

Оглавление

Степень усвоения учебного материала зависит не от количества потраченного времени, а от степени концентрации учащихся на уроке. Этот факт научно доказан. Из этой статьи вы узнаете эффективные приёмы, основанные на формуле: успех = время урока x интенсивность обучения. Чем внимательнее ученики на уроке, тем меньше времени потребуется для освоения учебного материала.

Неэффективные приёмы

Перед тем как перейти к эффективным приёмам, необходимо обратиться к вещам, которые ученики должны избегать:

  • учить одно и то же долгое время
  • заниматься только одной темой
  • учить наизусть готовые предложения
  • повторно читать текст или его фрагменты

Интенсивное обучение

Некоторые из названных выше пунктов вполне допустимы и долгое время считались целесообразными. Тем не менее, исследования показывают, что существуют более эффективные приёмы, нацеленные на качественную интенсификацию обучения в школе.

1. Предварительное тестирование знаний

Перед тем как перейти к новой теме, необходимо протестировать имеющиеся знания учеников. Для этого будет достаточно обычной контрольной работы или теста. Как утверждают исследователи, это позитивно влияет на дальнейший учебный процесс. И неважно, хорошо или плохо был написан предварительный тест. В качестве альтернативы можно предложить учащимся самостоятельно придумать вопросы по теме. Этот приём ментально готовит учащихся к экзаменам и способствует более качественному запоминанию новой информации.

2. Запрет на многозадачность

Логично, что не следует просить ученика ответить на вопрос, в то время как идёт просмотр учебного видео. Многозадачность, безусловно, вредна. Одновременное выполнение многих задач рассеивает внимание учащихся и не позволяет сконцентрироваться на изучаемом объекте. Каждый раз, когда ученика что-то отвлекает, он теряет концентрацию и вынужден заново настраиваться на учебную цель. Из-за этого ученики быстро устают и мало усваивают.

3. Прослушивание музыки на уроке

Самое простое и малоиспользуемое в реальности средство на уроке – это музыка. Определённая музыка активирует взаимодействие различных областей головного мозга, что, в свою очередь, способствует усилению процесса запоминания. Фоновая музыка без слов успокаивает и повышает работоспособность учащихся. Ученики подтверждают, что с помощью музыки им проще сконцентрироваться на изучаемом материале.  Это средство эффективно для учащихся с любым типом восприятия информации, особенно для аудиалов.

4. Межтемное обучение

Межтемными называют связи, существующие между темами одной или различными дисциплинами. Заниматься одной и той же темой на протяжении долгого времени нецелесообразно. Намного эффективнее побудить учащихся к выстраиванию межтемных связей, раскрывая проблематику изучаемого в комплексе. Например, на уроке математики было бы разумно не только тренироваться в умножении, но и проработать задания с другими арифметическими действиями. Межтемное обучение делает мозг более восприимчивым к обучению.

5. Как маленьким детям

Вместо того чтобы предлагать классу выучить определение наизусть, необходимо сформулировать информацию и донести её до учеников «человеческим языком». В этом хорошо помогает один приём. Представьте себе, что перед вами пятилетний ребёнок, которому нужно объяснить материал максимально доступно. Кроме того, у учителя появляется возможность определить, что действительно важно в предлагаемой информации.

6. Разбивка учебного материала на более мелкие части

Презентацию нового материала необходимо разбивать на части, чтобы ученики могли осваивать информацию пошагово, с большей концентрацией на деталях.

Например, знакомя учащихся со средствами выразительности русского языка, не следует сразу называть и описывать все явления: аллегория – это…, гипербола – это…, ирония – это…, литота – это…, метафора – это…, окказионализмы – это… и т.д. Лучше изучать материал по частям: 1 часть: аллегория, гипербола (ученики потренировались усвоили); 2 часть: ирония, литота (ученики потренировались, усвоили)… и т.д.

7. Физкультура для мозга

Занятие спортом способствует повышению внимательности, т.к. благодаря насыщению мозга кислородом работоспособность обучающихся существенно увеличивается. Физкультминутки рекомендованы перед началом и в конце каждого урока.

p.s. Хотели бы вы узнать больше о "межтемном" обучении? Если да, пишите свои пожелания в комментариях!