В коллекции Метрополитен-музея (Нью-Йорк) находится свиток, который привлёк моё внимание. По своей структуре это похоже на танку (Вайли thang ka; др. варианты написания: тханка, тангка, тхангка) – одну из разновидностей традиционной тибетской живописи.
- В основном, танки относятся к буддийской атрибутике. Соответственно, этот вид искусства встречается не только в Тибете, но и в Китае, Монголии, Бурятии, Японии.
- Танка состоит из живописной части, или зеркала, обшитого тканью. В нижнюю часть вмонтирован деревянный отвес, в верхнюю: деревянная штанга, шнур для подвеса и ленты. Ленты нужны для фиксации танки в свёрнутом виде.
Здесь меня заинтересовала атрибуция специалистов Метрополитен-музея - "Dragon King".
Итак, перед нами персонаж, который носит одеяние с текстурами чешуи и серфит по неспокойным водам.
Он держит в чаше три драгоценности буддизма, которые символизируют Будду (вдохновляющий пример просветлённого существа), Дхарму (порядок, закон) и Сангху (община, единомышленники), а также победу над тремя ядами (невежество, страсть и гнев), которые не позволяют человеку достичь Просветления.
По версии Метрополитен-музея это Суйтен (англ. Suiten), персонаж пантеона японского буддизма, в синтоизме он известен как Суйджин (англ. Suijin). И это японский вариант Варуны.
- Буддийский пантеон в разных регионах вбирал в себя индуистские образы и адаптировал их под запросы местных верующих. Поэтому в буддийском искусстве Тибета, Китая, Японии можно встретить локальные интерпретации индуистских божеств, знакомых нам по "Ригведе" и другим небуддийским текстам.
Например, Варуна.
Самое амбивалентное божество "Ригведы", единодушный с Индрой и господствующий над асурами. Настолько вспыльчивый, что может уничтожить кого угодно, и приходится просить других богов о заступничестве перед ним. Настолько отходчивый, что может продлить срок жизни человека до ста лет и совершать добрые чудеса.
Как такого чертилу не пригласить в другие пантеоны.
Не поддающееся осмыслению могущество Варуны нашло своё отражение в образе Суйтена. Варуна - наездник макары, водной химеры, и он повелевает реками.
Люди с древности предпочитали селиться у рек, потому что вода - источник жизни. В Индии градообразующие реки получали свои персонификации в виде богинь.
В пантеоне японского буддизма Варуна, он же Суйтен становится одним из 12 богов-хранителей сторон света. Речь идёт о четырёх стандартных направлениях, четырёх промежуточных, а также о земле, небе, Солнце и Луне. Суйтен отвечает за Запад или Юго-Запад.
Суйтен считается божеством океанов, морей, рек, озёр и родников. В глазах жителей Японских островов, в чьём языке есть такие слова, как "тайфун" и "цунами", Суйтен по аналогии с Варуной обладает огромной властью, покровительствует рыбакам и морякам.
Божество изображено в неспокойных водах, его одеяния напоминают чешую, поэтому возникло предположение, что это японский вариант Варуны.
Суйджин, синтоистский аналог Суйтена, ассоциируется с Рюидзином (англ. Ruijin). В японском народном фольклоре это морское божество в виде дракона. Отсюда эпитет "король драконов" в атрибуции этого свитка. Варуна, в свою очередь, восседает на одной из древнейших вариаций дракона.
Интересно то, что атрибутом Суйтена является петля. В "Ригведе" это атрибут Варуны, он накидывает её на шеи грешников.
Что ещё привлекло моё внимание в этом произведении, помимо загара и длинных когтей божества, так это его "водные лыжи". Наверное это самая удобная обувь для хождения по водной глади.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.