Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Граница

Оглавление

Шкуры, стрелы, два мушкета. Исторические приключения в Северной Америке XVIII века.

(Frontier, 2016, Канада, сериал, 3 сезона)

В те стародавние времена, когда предки по материнской линии Джейсона Момоа плавали по Гудзонову заливу на пиро́гах и швыряли друг в друга томагавки, чуть южнее от них жил писатель Фенимор Купер. Тот самый, кто обрел всемирную славу, сочиняя книжки про то, как предки Джейсона Момоа плавали на пиро́гах, швыряли томагавки и якшались с бледнолицыми, среди которых попадались как откровенные злодеи, так и вполне приличные люди.

Соберем валежник. Быстро, недорого, пенсионерам скидка, интим не предлагать.
Соберем валежник. Быстро, недорого, пенсионерам скидка, интим не предлагать.

С той поры минуло почти два столетия.
И вот однажды, начитавшись книжек Фенимора Купера, канадские продюсеры и сценаристы, братья Блэкки, решили сами сочинить похожую историю. В таком же романтично-приключенческом ключе куперовских книжек: с благородными индейцами и бледнолицыми разной степени гнусности. А, сочинив, пошли и сняли по ней сериал. Разумеется - с Джейсоном Момоа, а с кем же еще?
Как говорится, жаль, дедушка Фенимор не дожил - он бы оценил.

Увы, но оценить "Границу" однозначно у современного зрителя не получится. И потому что не всякому теперь по нраву романтические герои с "черно-белыми" характерами и шаблонно-высокопарными диалогами, и по ряду иных причин.
Главная из них: быстрое иссякание фантазии у братьев Блэкки, что застопорилась уже во втором сезоне. Отчего весь сериал стал похож на впадающую в болото реку. Стремительную и бурную поначалу, но потом она растекается на множество мелких мутных проток, что в финале превратятся в стоячую затхлую жижу с квакающими лягушками.

- Да-да, то самое место, Семеныч! Вон, и кирпичики наши для мангала остались, и полторашка из-под "Клинского", которой в футбол играли, валяется.
- Да-да, то самое место, Семеныч! Вон, и кирпичики наши для мангала остались, и полторашка из-под "Клинского", которой в футбол играли, валяется.

Хотя начало этой истории довольно уникально и снята она на очень красивой дикой натуре.
1770-е годы, канадские леса, Монреаль, а также Лондон и Шотландия. Идет свирепая борьба за рынок пушнины в Канаде, где пока царит "жирная" Компания Гудзонова залива. Однако на нее уже точат зубы все, кому ни лень, от мелких конкурентов до обиженных индейцев.
И есть, за что обижаться: методы ведения дел у Компании предельно жестоки и коварны. А пирог, которым она не желает ни с кем делиться - чересчур лакомый, чтобы не рискнуть от него откусить, даже поставив на кон свою жизнь.

Главных героев сериала двое.
Первый - свободный добытчик пушнины, ирландец индейского происхождения Харп (Момоа). Крутой мужик и непримиримый враг Компании, у которого к ее боссам кровные счеты.
Второй - новый приятель Харпа, воришка с благородным сердцем из Англии Смит (Лэндон Либуарон). Он попал в Америку по чистой случайности - бывало и так, ага, - после чего закорешился с Харпом и они стали проворачивать на пару свои делишки. И честные, и серые, и грязные. Но в войне с вконец обнаглевшей Компанией все средства хороши, вплоть до мокрухи. Тем более, что это ведь она "первая начала".

Также в сюжете есть ещё как минимум полдюжины "вспомогательных" линий, что регулярно пересекаются и какую-никакую, но масштабность истории придают.

- Отделение, песню запе-вай! - "А границы ключ переломлен пополам!.." - ОТСТАВИТЬ! Рехнулись, что ли? Хотите, чтобы комполка опять инфаркт хватил?
- Отделение, песню запе-вай! - "А границы ключ переломлен пополам!.." - ОТСТАВИТЬ! Рехнулись, что ли? Хотите, чтобы комполка опять инфаркт хватил?

Однако, проведя тщательную "расстановку сил" и набросав векторы дальнейшего развития сюжетных линий, уже в втором сезоне (в каждом из трех по шесть 45-50-минутных эпизода) братья Блэкки как будто упираются лбом в стену творческого кризиса. И начинают гонять своих героев пинками туда-сюда без какой-либо четкой цели, если, конечно, не считать таковой цель побольнее укусить своих врагов. И только-то.
Кусь-кусь - разбежались, кусь-кусь - разбежались - вот и вся здешняя фабула.

Можно сбиться со счету, сколько раз Харп, Смит или их друзья то попадали в плен Компании, то удирали от нее, чтобы потом опять попасть в плен и удрать, чтобы опять... (повторять, пока не недоест).
Можно сбиться со счету, сколько раз те или иные герои заключали дружбу, а потом ссорились, чтобы потом опять подружиться, чтобы потом... (продолжать до посинения).

И вроде бы смотришь - движуха какая-то идет. А по факту все равно что наблюдаешь за базарной толчеей, мелочной, безыдейной и бестолковой. Помните, что было в предыдущей серии? Да вроде кого-то опять в плен взяли, а он убежал, а те двое поссорились. Или это случилось парой эпизодов раньше? Или и там, и там подобное было?

- Через двести метров поверните направо! Будьте осторожны: у лосей период гона!
- Через двести метров поверните направо! Будьте осторожны: у лосей период гона!

И как апогей всей этой игры в "чапаевцев" - бездарно скомканный и слитый финал. Где судьбоносные итоговые (!) события всех (!) сюжетных линий разрешаются буквально - вот не смейтесь, - в последние десять минут последнего эпизода! Большинство - по халтурному принципу "бога из машины". А финальная битва и вовсе превращается в голимый абсурд, где здравый смысл прикончили еще до ее начала.

Судите сами (не волнуйтесь, не спойлер): главный злодей и его маленькое войско сидят за каменными стенами настоящего замка. Но вот на дальние подступы к замку выходит войско врага и начинает жечь костры, орать и показывать в сторону злодея неприличные жесты.
Казалось бы, да и пусть себе бесятся. Что с того, нам спешить некуда, мы "в домике", нас не достать.
Но нет! Ворота замка распахиваются и почти всё войско злодея с гиканьем бросается на врага. Естественно, гибнет. Потому что враг готов к драке в чистом поле лучше, а злодей рвет на себе волосы и сокрушается: ну почему он в детстве "Илиаду" Гомера не читал!
Вопрос: что за...
(долгий звук "би-и-и-ип!") ...это было?

***

В общем, главное достоинство "Границы"- её непродолжительность. Так что если вы не претенциозный человек и желаете подышать ностальгической атмосферой фениморо-куперского мира - не слушайте мое ворчание, а смотрите сериал. Ибо щедрую порцию "той самой" романтики, по которой вы соскучились, братья Блэкки вам подарят. Да, со всеми ее дежурными глупостями, но вы же к ним заранее готовы, не так ли?

Однако, если вы ждете от современной исторической теленовеллы "с приключениями" то же удовольствие, что и от "Черных парусов", "Викингов", "Табу", "Рима" или "Ада на колесах" - к "Границе" даже не прикасайтесь. По сравнению с этими столпами сериального искусства 21 века она и морально устарела, и банально неинтересна со всеми своими наигранными страстями.

P. S. А еще сериал - явный кандидат на победу в конкурсе "Самая отвратительная музыкальная тема в заставке". Воистину, настолько дико ухораздирающей песенки, да еще на заглавных титрах, вы больше нигде не услышите!

Трейлер фильма: