В отличие от Леонардо да Винчи, исписавшего заметками, афоризмами и пророчествами тысячи страниц, он не оставил потомкам ни строчки – ничего, кроме своих мистических полотен.
Над разгадкой таинственных символов и аллегорий уже не одно столетие бьются историки, искусствоведы и богословы. Каждый толкователь убеждён, что именно он приблизился к истине, однако ни одна теория не признана безоговорочно верной.
Попробуем и мы «прочитать» послание почтенного благочестивого бюргера средневекового городка Хертогенбос Иеруна Антонисона ван Акена, творившего под псевдонимом Иероним Босх.
Картина «Сад земных наслаждений» представляет собой триптих. Левая его створка изображает Рай, средняя – земную жизнь людей с её пороками и грехами, а правая – Ад.
Сад радостей земных
Центральная часть выглядит как идиллический край, населённый людьми, фантастическими животными и птицами. Мужчины и женщины беззаботно купаются, предаются плотским утехам, лакомятся сочными ягодами исполинских размеров. Это олицетворение греховности мира, полного прелести и соблазнов, ухода от пути спасения и праведной жизни.
Некоторые учёные склонны трактовать изображение как наглядную иллюстрацию тщеты земного существования и бренности любви, другие интерпретируют его как гимн торжеству сладострастия. Полотно пронизано лёгким прозрачным светом, обволакивающим фигуры подобно невесомой кисее.
Посередине движется по кругу процессия всадников, едущих на лошадях, львах, единорогах, оленях, верблюдах и даже котах. По мнению некоторых исследователей, эта группа символизирует сектантство.
Красная деревянная воронка несёт в себе тройной обличительный смысл: красный цвет намекает на кардинальскую мантию, полое рассохшееся дерево олицетворяет безверие, ад и смерть; расположение воронки острым концом кверху – ложную мудрость, хитрость и мошенничество. Под ней укрываются священники, погрязшие во грехе, слепые, глухие и безвольные.
Многочисленные фигуры, вкушающие блага и удовольствия, представляют собой «каталог» человеческих слабостей и пороков. Огромные птицы – символ этих грехов, рыба – томление плоти, а спелые ягоды – аллегория любострастия, причём они так велики, что превращают наслаждение в тяжкое бремя.
Стеклянная сфера, укрывающая влюблённую пару и вот-вот готовая растрескаться, и прозрачный купол, под которым уединилась в рощице группа справа, иллюстрируют голландскую пословицу «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Сова у Босха выступает не традиционным символом мудрости, она, как ночной хищник, символизирует зло, отсутствие милосердия, духовную слепоту и глупость.
Историк искусства Шарль де Тольнай убеждён, что Босх ставил целью показать «тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер», именно поэтому захлопываются створки раковины, поглотив любовников, колючие ветви растения впиваются в кожу, а прозрачные сферы – символ эгоизма и потакания своим желаниям – изолируют людей от общества.
В отличие от де Тольная исследователь Х. Роте выдвинул другую интерпретацию: «Человек, ещё не изгнанный из Рая, для которого всё произрастает, которому всё готово служить, у которого нет никаких забот и которому не грозит никакое наказание – что ещё остаётся делать ему? Он размножается. Он так красив, так естественен, так далёк от мира стыда, что любовь более не нужна. И потому в этом Раю нет ревности, нет ненависти, нет разделения. Здесь справляется праздник чувств».
Существует несколько популярных теорий, согласно одним из которых Босх являлся членом христианской секты адамитов, проповедующей освобождение от первородного греха, обретение невинности Адама и Евы; другие причисляют живописца к астрологам, алхимикам, чернокнижникам.
Но документальное подтверждение получил лишь тот факт, что в 1480 году Иероним Босх женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, девушке из богатой купеческой семьи, занимавшей почётное место в Братстве Богоматери, или Лебедином братстве. Это христианское общество, поклонявшееся Деве Марии, в 1486 году приняло в свои члены Босха, который в рамках религиозной и благотворительной деятельности создавал полотна на библейские темы, а в зрелые годы пользовался большим почётом и уважением и даже являлся одним из руководителей Братства.
Теперь становится понятно, что «Сад земных наслаждений» вовсе не изображение колдовских ритуалов и оргий. Это картина-размышление глубоко верующего человека о бренности бытия.
Рай
На левой створке художник показал последние три дня сотворения мира. «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их», «и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
На переднем плане Бог-творец держит руку Евы, чтобы соединить её с Адамом священными узами. Кролики, резвящиеся в траве, символизируют божье напутствие: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею». Только очнувшийся от сна, Адам с удивлением смотрит на праматерь всех людей, созданную из его ребра, и словно предвидит, что не сможет устоять перед соблазном.
На то, что Адам и Ева поддадутся искушению, указывает и задний план: за безмятежно-зелёными лугами Эдема и голубыми озёрами, из которых пьют единороги, высится фантастическая гора, а из пещеры вылетает стая чёрных птиц, очертаниями напоминая хвост змея-искусителя.
В Раю уже происходит противостояние Добра и Зла, об этом говорят фигуры животных: льва, терзающего пойманную антилопу; разъярённого кабана и кошки, держащей в зубах зверька. Это символы заблудших душ, попавшихся в ловушки материального мира.
Розовый фонтан – Источник жизни – стоит посередине безмятежных речных вод, по которым плавает непорочно-белый лебедь, являвшийся символом Братства Богоматери.
Библиотекарь, первый историк Эскориала монах Фра Хосе де Сигуенса так писал о творениях Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Музыкальный Ад
Сцены, изображённые на правой створке, часто называют также «Музыкальным адом». Согласно средневековым представлениям, светская полифоническая музыка, в отличие от церковного хорового исполнения, ведёт ко греху: те, кто её пишут, и те, кто слушают, будут вечно гореть в аду. Именно по этой причине музыкальные инструменты показаны как средства пытки нечестивцев, и гигантские арфа, на которой распят один грешник, лютня, к грифу которой приколочен другой, сопровождаемые хором заблудших душ, исполняют настоящий «адский концерт».
В Аду Иеронима Босха все вещи наделены искажённым жутким смыслом. Литературовед и теоретик европейской культуры и искусства Михаил Михайлович Бахтин ввёл в обиход термин «карнавализация», означающий «фамильярный контакт» с каким-либо явлением, пародийность, несоответствие между внешним и внутренним, амбивалентность – как смерть и воскрешение.
Так, в Аду охотник и жертва меняются местами: жертва превращается в палача, а охотник – в добычу, это наглядно демонстрирует гигантский кролик, несущий привязанного за ноги к шесту грешника. Здесь царит хаос, всё перевёрнуто с ног на голову, привычные взаимосвязи нарушены.
В левом нижнем углу грешников ожидает кара за алчность и пристрастие к азартным играм. Они в ужасе и панике прячутся под опрокинутым игральным столом, вокруг которого разбросаны карты, но адские монстры и чудовища настигают несчастных везде.
Справа существо с головой птицы представляет собой воплощение возмездия за грех чревоугодия. Птицеподобное страшилище восседает на стульчаке, его голову украшает котёл для приготовления пищи, вместо лап – двузубые вилки, а ноги утопают в кувшинах. Переварив проглоченных грешников, монстр низвергает их в отхожую яму.
В правом углу внизу свинья в монашеском чепце назойливо пристаёт с нежностями к мужчине, испуганно отворачивающемуся от её пятачка. На коленях мужчины лежит документ, а нечисть в рыцарских доспехах подсовывает ему чернильницу и перо. Возможно, эта сцена изображает алчность и жадность церкви, или момент подписания соглашения с дьяволом.
Выше изображено замёрзшее озеро, поскольку, согласно представлениям того времени, так выглядит нижний круг Ада. Грешник неуверенно балансирует на одном коньке, несущем его прямо в тёмную бездонную полынью, где уже тонет в ледяной воде другой безбожник. У голландцев существует поговорка, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду».
Огромные уши, проткнутые стрелой и разделённые острым лезвием, могут быть истолкованы как глухота к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Ключевое место в композиции отводится фигуре человека-дерева, тело которого представляет собой пустую скорлупу – таверну, где пируют выпивохи. Конечности – высохшие коряги, балансирующие в утлых лодках и такие же неустойчивые, как заплетающиеся ноги нетрезвого человека. На голове его лежит круглая столешница, где бесы под звуки волынки водят хороводы с пьяницами, в то время как в кабак поднимаются всё новые и новые посетители.
Читайте также: 👨🦰
По мнению немецкого критика культуры и искусства Ханса Бельтинга, лицо адского персонажа – это автопортрет самого Иеронима Босха.
Геенна огненная была для художника и его современников реальностью, ведь они видели собственными глазами, как сжигали на кострах ведьм и еретиков, а наброски лиц грешников, искажённых пороками и похотью, Босх мог делать на улицах города, кишевшего калеками и нищими.
Кто знает, насколько сложно и хитроумно переплелись в его полотнах явь, ночные кошмары, тяжёлые раздумья и грёзы. По мнению историка и теоретика искусства Эрвина Панофски, «нам удалось просверлить несколько дырок в двери запертой комнаты, но ключ к ней мы пока так и не нашли».
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
До встречи на канале!