Перед кончиной этот гениальный человек распорядился запаять весь свой рабочий архив в цинковый ящик, который разрешено вскрыть лишь в 2197 году. Авиаконструктор Антонов называл его «Непонятым гением советской авиации», ракетостроитель Королев и глава ОКБ «Сухой» Симонов считали Роберта Людвиговича своим учителем.
Однажды он приехал в СССР строить коммунизм, но новая Родина оказала ему далеко не самый гостеприимный приём. Впрочем, давайте-ка обо всём по порядку.
Барон Бартини родился и вырос в очень богатой семье итальянских аристократов, но ещё в молодости на свою голову загорелся идеей коммунизма. Вплоть до того, что отдал всё многомиллионное наследство компартии и переехал в СССР, привезя с собой кипу уникальных чертежей по авиастроительству.
Документы Бартини передал Тухачевскому, однако очень скоро и «красного барона», и покровительствовавшего ему «красного маршала» свезли на Лубянку. Там из гения, недолго думая, выбили признание в работе на итальянскую разведку и отправили в места не столь отдалённые.
Десять с лишним лет ярый коммунист Бартини провёл в ссылке, совершив немало своих гениальных открытий в «шарашке» в статусе «зэка Бартини». Именно там он изобрёл:
- первый в мире реактивный истребитель с изменяемой геометрией крыла
- не имевшее аналогов крыло двойной стреловидности, которое впоследствии использовали при создании американского «спэйс шаттла»
- первый широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер
- несметное количество ключевых деталей и узлов, которые до сих пор успешно используются в авиастроении.
Когда в 1968 году в облака поднялся первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, никому и в голову не могло прийти, что КБ Туполева по сути лишь доработало и воплотило в жизнь концепт двадцатилетней давности, созданный в заключении загадочным итальянцем.
Бартини был единственным авиаконструктором, чьи фюзеляжи не нуждались в испытаниях в аэродинамической трубе – настолько ювелирно точно он ухитрялся их просчитывать!
Коллеги-специалисты заслуженно называли его современным Леонардо Да Винчи – настолько сильно его изобретения и теории опережали своё время! Только четыре из всех спроектированных Бартини самолёта (а это около 60 аппаратов!) дошли до испытаний при жизни своего создателя, и лишь одна модель производилась серийно.
В то время попросту не существовало нужных технологий, однако практически все летательные аппараты, увидевшие свет в СССР и России, в том числе и знаменитый «Буран», так или иначе несут в себе кучу открытий и разработок барона.
На свободу Бартини, как и тысячи других политзаключённых, вышел в 1946 году, после чего его сразу же назначили главой КБ Таганрогского авиазавода. Конечно же, несмотря на формальную свободу, права выезда из города барон был лишён.
Он прекрасно понимал, что его имя никогда не украсит фюзеляж серийного самолета. Он был в курсе, что все его гениальные творения пойдут в разработку в других КБ без малейшего намёка на авторство. Ему было плевать на славу – он просто брал и безостановочно генерировал одну идею за другой!