Общая протяженность железных дорог в России составляет около 85,5 тыс. км, половина из них электрифицирована. В ближайшие пять лет планируется реализовать два крупных проекта по модернизации участков Ртищево – Кочетовка и Ожерелье – Узловая – Ефремов – Елец. Работа над ними стартовала в 2018 году. Однако сроки начала и завершения монтажа контактной сети были немного пересмотрены.
Электрификация участка Ожерелье – Елец
Заместитель начальника Московской железной дороги по Тульскому региону Александр Потапенко в июле 2020-го назвал проект сверхдорогостоящим, но подчеркнул его необходимость, отметив, что электрифицированный участок выгоден для всех. Об этом свидетельствуют и результаты технико-экономического обоснования.
Благодаря его реализации, возрастет провозная и пропускная способность дороги, увеличится скорость движения, сократится время в пути; значительную часть пассажирских поездов дальнего следования можно будет переключить на Павелецкое направление и разгрузить линию Москва – Рязань – Грязи. Как сообщалось ранее, РЖД к 2025 году намерены создать объединенный Южный вокзал на базе Павелецкого, который в свою очередь облегчит работу Казанского и Курского.
Вопрос сопутствующей инфраструктуры
Сегодня объем пассажирских перевозок на двухпутной линии Ожерелье – Елец, которая частично связывает столицу с черноморскими курортами, незначителен, как раз из-за недостаточно развитой инфраструктуры. А Рязанский ход, напротив, критически перегружен.
Прогнозируется, что после электрификации участка, через станцию Узловая к 2030 году ежедневно сможет проходить до 65 пар поездов. В связи с этим у местных жителей возникает ряд вопросов, включая строительство моста над железнодорожными путями в одном из районов города. Уже сегодня, из-за движения составов автомобилистам приходится простаивать в среднем по 10 минут. Тема становится особенно острой, когда речь идет о проезде спецтранспорта. Порой перед шлагбаумом оказывается и машина скорой помощи. После того как линия будет электрифицирована, количество идущих здесь поездов увеличится настолько, что оставлять путь для автомобилей в нынешнем виде попросту не имеет смысла.
Похожие вопросы интересуют жителей и других мест, через которые проходит «железка». Сам проект, безусловно, предполагает не только установку опор контактной сети, но и строительство сопутствующей инфраструктуры. Будет ли реализовано возведение того же моста в Узловском районе Тульской области — станет известно уже скоро.
В данный момент продолжаются проектно-изыскательские работы, начавшиеся три года назад. За это время объем инвестиций составил свыше 1,5 млрд руб.; в прошлом году вложили 276 млн руб. Изначально к строительно-монтажным работам предполагалось приступить в 2021-м. Мы сделали запрос в пресс-службу ОАО «РЖД», где нам подтвердили, что плановый срок ввода объекта в эксплуатацию — 2024 год. Однако мероприятия по прохождению ведомственной и государственных экспертиз запланированы лишь на следующий, 2022 год.
Участок Ртищево – Кочетовка будет электрифицирован к 2026 году
Относительно участка Ртищево – Кочетовка в госкомпании нам сообщили, что его электрификация будет произведена к 2026 году. Она планируется в первую очередь для грузового движения — освобождения от товарняков Воронежского направления. Оба проекта направлены в том числе и на сокращение эксплуатационных расходов за счет экономии топливно-энергетических ресурсов. Данный факт важен и с точки зрения экологии. К тому же не придется расходовать лишние время и средства на смену тепловозной тяги на электровозную и наоборот.
По предварительным подсчетам, на оба проекта суммарно понадобится не менее 100 млрд руб. На данный момент выделено чуть больше 3,5 млрд. руб. Реализуются они с применением конкурсных процедур «под ключ» с выполнением полного комплекса мероприятий от инженерных изысканий до пусконаладочных работ.