Найти тему
ФедералПресс

Пять денежных привычек россиян, которые сформировались с развитием финтеха

Молодые россияне уже не представляют себе жизни без банковских приложений
Молодые россияне уже не представляют себе жизни без банковских приложений

За последние 3,5 тысячи лет человеческие финансы проделали большой путь от раковин моллюска каури до никому невидимого биткойна. Но пожалуй, наиболее взрывным и разнообразным стало развитие финансового инструментария в начале нашего века под победную поступь компьютерных технологий и Интернета. Сегодня молодые россияне уже не представляют себе жизни без банковских приложений, кэшбеков, подписок и других достижений российского финтеха, которые прочно вошли в нашу повседневность.

Подписка на еду?! Пожалуйста!

Популярность формата подписок напрямую связана с развитостью электронных денег. Об этом говорит рост за последние годы именно онлайновой подписки. Сегодня оформить ее можно буквально на все: услуги банка, каршеринг или занятия по йоге. Появились и сервисы по периодической доставке продуктов питания из магазинов или ресторанов. И если в доковидную эпоху число их исчислялось десятками и лишь в очень крупных мегаполисах, то сегодня в ситуации «ползучего» локдауна число таких сервисов по России выросло на порядки. Среди крупнейших стартапов можно выделить BeFit, Cityfood, My Food. Правда, пока зоной их покрытия стали Москва и Санкт-Петербург.

Понятно, что потребителю подписки выгодны, но зачем это нужно бизнесу? Однако бизнес-сообщество считает, что таким образом оно получает еще большую выгоду. «Людям нужны удобные сервисы для жизни, а бизнесу – возможность зарабатывать на таких площадках», – говорит коммерческий директор ЮMoney (входит в экосистему Сбера) Дмитрий Кармишин. Зачастую чем больше сервисов компании ты используешь, тем дешевле становится каждый из них. Бонусы одного приложения переходят в другое. В то же время, получая привязанных клиентов, бизнес может предлагать более интересное и востребованное предложение.

Неслучайно, согласно исследованию РАЭК «Экономика Рунета 2021», число российских пользователей, оформивших подписку на онлайн-сервисы, выросло в 2020 году в среднем на 80%.

Мгновенно и в один клик

Поколение Z уже давно привыкло оперировать деньгами, пользуясь мобильными банковскими приложениями. Правда, всегда напрягала необходимость оплаты процентов за перевод между различными банками. Однако запущенная в начале года российским Центробанком Система быстрых платежей (СБП) теперь позволяет совершать бесплатные переводы между картами физических лиц разных банков в рамках определенного лимита. Главное, что деньги появляются на счете мгновенно, хотя сами внутрибанковские расчеты все еще занимают пару дней. Просто клиенты этого не видят. Помните, как еще в 2017-2018 годах мы рассчитывали комиссию, а потом долго ждали прихода денег? Теперь это в прошлом.

Курьеры доставляют любые товары в любой регион
Курьеры доставляют любые товары в любой регион

Директор по развитию электронной коммерции «Райффайзенбанк» Георгий Коннов отмечает, что уже в 2020 году в СБП появилась оплата в адрес юридических лиц. Новый способ оплаты изменил клиентский опыт и сценарии. Поначалу к СБП подключалось по 20 компаний в месяц, а сейчас – по несколько тысяч.

Стоит отметить, что деньги стали приходить не только мгновенно, но и само управление процессом упростилось - за последние пару лет крупные банки стали активно создавать голосовых помощников, которые помогут вам перевести деньги голосовым приказом и всего лишь одним кликом на вашем телефоне. Так в круге нашего общения появились ассистент Рэя от «Райффайзенбанка», помощник по финансам Олег банка «Тинькофф», Салют от «Сбера». Помощники есть у ВТБ и Альфа-банка. В «Сбере» ожидают бума «voice e-commerce» и дальнейшего развития ассистентов в финансовом направлении, например инвестировании.

Карта, телефон, рука, лицо – платить можно всем

Конечно, тренд на бесконтактную оплату задали Apple Pay и NFS. Однако, стоит отметить, что именно Россия является одним из лидеров по использованию этой технологии. К примеру, в Италии и Франции бесконтактная оплата проезда в общественном транспорте вводится лишь в этом году в то время, как в московском метро уже введена Face Pay – система оплаты проезда с помощью сканирования лица. И как уверяет компания Mastercard в 2019 году Россия вошла в топ-5 стран с самым большим количеством покупок при помощи электронных устройств с чипом NFC. К этим устройствам относятся не только телефоны, но и смарт-часы, браслеты для платежей и даже умные кольца.

Еще в 2019 году «Ростелеком» и банк «Русский Стандарт» разработали систему оплаты покупок с помощью биометрических данных. Сбербанк запустил свою биометрическую систему «Ладошки». С ее помощью школьники могут оплачивать питание в школьных столовых касанием ладони. Деньги автоматически списываются со специального счета, который контролируют родители.

Причем подобные технологии развиваются и в отдаленных частях страны. Например, в десятку регионов с наибольшими средними чеками по бесконтактным платежам вошли Магаданская область, Камчатский, Приморский край и Сахалинская область.

Тратим деньги дома, а не в магазинах

Стоит сказать, что развитость российского Интернета крайне пригодилась нам во время самоизоляции. И онлайновые покупки стали повседневным финансовым инструментом для россиян. Через Интернет мы покупаем продукты, оплачиваем услуги ЖКХ, совершаем походы в торговые центры.

Лишь чуть более четверти населения страны (26%) предпочитает делать покупки в оффлайне, так отмечает ВЦИОМ. Причем к середине 2021 года мы стали покупать через интернет почти на 60 % больше товаров в натуральном выражении, чем в начале 2020 года. И к концу года онлайн-продажи продуктов могут достичь 380 млрд рублей. Это больше уровня 2020 года почти в 2,5 раза – 155 млрд рублей. Рост лишь ускоряется: в третьем квартале 2021 года россияне потратили в три раза больше денег на заказ продуктов, чем за этот же период прошлого.

Заказ продуктов на дом перестал быть чем-то особенным: люди покупают обычные вещи. К примеру, в пресс-службе онлайн-ритейлера «Самокат» отметили, что наибольшим спросом у клиентов пользуются именно рядовые, повседневные продукты: молоко, хлеб, яйца, вода, фрукты...

Покупать через интернет нередко оказывается выгоднее, ведь сравнивать цены становится намного проще. Чаще всего встречаются покупатели с доходом менее 20 тыс. рублей в месяц. У 60 % онлайновых покупателей доход составляет меньше 40 тыс. в месяц.

Покупать через интернет нередко оказывается выгоднее
Покупать через интернет нередко оказывается выгоднее

Кэшбек, акции и подарки стали обязательными

Еще один финансовый инструмент, полюбившийся молодым россиянам — это своего рода бонусы, обеспечивающие их лояльность перед банками и платежными системами, которые активно соревнуются друг с другом размером кэшбека и количеством подарков для новых клиентов. Появился даже кэшбек на путешествия как госпрограмма поддержки внутреннего туризма. Формула «чем больше тратишь, тем больше получаешь» стала привычной. К тому же во многих платежных системах клиент может сам подбирать себе корзинку с подарками, то есть те сегменты оплаты, где ему кэшбек наиболее интересен.

Всего же за 2020 год банки выплатили своим клиентам по программам лояльности 114 млрд рублей, что на 30 % больше, чем в 2018 году (88 млрд рублей).

И это все?

Конечно, нет. В наш топ-5 современных финансовых инструментов не вошли различные системы электронных денег, попытки введения в России систем так называемых «Local money», квазивалют типа биткойна, управление бизнесом через специальные банковские сервисы. Но в целом же можно резюмировать, что в условиях ковида развитая российская финансовая система позволяет нам полноценно жить, не выходя из дома: заказать пиццу, оформить подписку в онлайн кинотеатре, пройти курс по Data Science, отправить подарок другу в другой конец страны и получить государственные выплаты без подачи документов. Все это уже вошло в привычку и сделало нашу жизнь намного комфортнее.