Впрочем, эта история началась не в ноябре. 28 октября 1939 года в Чехословакии отмечали бы День независимости. Вот только никакой Чехословакии к тому моменту уже не было. Были формально самостоятельная Словакия и протекторат Богемия и Моравия, управлявшийся немецкими чиновниками.
Хотя в 1939 году 28 октября выпало на субботу, власти протектората объявили этот день рабочим. Но это не помешало людям массово выходить на улицы - не только в Праге, но и в других городах.
В Брно именно в этот день произошла первая в Чехословакии попытка взорвать железнодорожные пути. Хотя подпольщикам не хватало опыта, и рельсы получили лишь минимальные повреждения, которые удалось быстро исправить, сама мысль о том, что Сопротивление способно организовать одновременно четыре подрыва на нескольких ж/д ветках, немецкие власти, конечно, не радовала.
В Праге на улицы массово вышли студенты. Хотя формально в этот день были занятия, реально они не состоялись. Студенты приходили в институты, а оттуда толпами двигались на Вацлавскую площадь.
Чешская полиция особой активности не проявляла. Люди надевали ленты цветов национального флага, кричали лозунги, от "Да здравствует Бенеш" (президент Чехословакии, подавший в отставку и находившийся в тот момент в Лондоне) до "Долой Гитлера" и даже "Мы хотим Сталина" - видимо, постарались коммунисты, которые тоже во всем этом участвовали.
Те, кто посмелее, срывали вывески на немецком языке и били стекла в магазинах с немецкоязычными названиями.
Одним из участников демонстрации был 24-летний Ян Оплетал. Выходец из многодетной и бедной крестьянской семьи, он отлично учился и мечтал о военной карьере. Оплетал хотел стать летчиком, но у него обнаружились проблемы со зрением, и в конце концов он поступил на медицинский факультет пражского Карлова университета.
Ситуация в центре Праги накалялась. Статс-секретарь рейхспротектора Константина фон Нейрата Карл Герман Франк приехал, чтобы своими глазами посмотреть, что происходит, но толпа остановила автомобиль и вытащила из него шофера, которого тут же серьезно избили. Франку едва избежать подобной участи.
Гитлер, узнав о происходящем, требовал срочно навести порядок.
В итоге, против демонстрантов отправили армию, SS и сотрудников гестапо. По собравшимся на улицах и площадях открыли огонь - сначала над головами, а потом - куда придется. При этом погиб рабочий Вацлав Седлачек, а упоминавшийся выше Ян Оплетал получил ранение в живот.
К 18:00 центр Праги удалось очистить от демонстрантов.
Оплетала увезли в больницу и успешно прооперировали. Поначалу казалось, что он выживет, но вскоре состояние юноши стало ухудшаться. скорее всего, на это повлияло и то, что он отказывался от пищи - палату охраняли эсэсовцы, и Ян рассказал родственникам, что боится, как бы немцы его не отравили.
11 ноября 1939 года Ян Оплетал скончался от перитонита.
Похороны прошли 15 ноября и опять вылились в антинемецкую демонстрацию, хотя и не такую масштабную, как 28 октября. Проводить Яна в последний путь пришли, в основном, студенты, но их собралось до 10 000 человек.
Это дало властям протектората повод закрыть высшие учебные заведения. Сначала было заявлено, что они откроются через 3 года, но позже срок перенесли на "не раньше конца войны".
В ночь с 16 на 17 ноября гестаповцы при поддержке SS ворвались в университетские общежития нескольких чешских городов. Более 1200 студентов было арестовано. Их отправили в концлагерь Заксенхаузен - известное место, где позже держали, например, Якова Джугашвили и Степана Бандеру.
Большинство студентов-заключенных Заксенхаузена вернулись по домам на рубеже 1942-43 года. 35 человек умерли в концлагере.
Также 17 ноября состоялась показательная казнь девяти преподавателей и студенческих активистов - их повесили без суда. Интересно, что доцент Йозеф Матоушек, хоть и занимался организацией студенческой демонстрации на похоронах Оплетала, был при этом довольно лоялен по отношению к немцам и рассматривался как один из кандидатов на пост министра образования протектората.
Студент Ян Черны сотрудничал с антисемитской организацией фашистского толка "Флаг". То есть, целью нацистов было не столько найти однозначно виновных, сколько запугать людей и показать, что даже лояльность и близость во взглядах не является гарантией безопасности.
В память о казни пражских студентов в Лондоне в 1941 году по предложению чехословацкого политика-коммуниста Отто Шлинга приняли решение считать 17 ноября Международным днем студентов. Так он отмечается и в наше время.
Именем Яна Оплетала названы улицы во многих городах Чехии. В Праге улица Оплеталова примыкает к Вацлавской площади и, возможно, вы пользовались известным обменником, который на ней находится.
А 17 ноября 1989 года, пятьдесят лет спустя событий, о которых я рассказывал выше, именно со студенческой демонстрации в Чехословакии началась Бархатная революция. Но это уже совсем другая история.
Вас также могут заинтересовать эти статьи