Натолкнулся на статью известного курского экономиста Николая Кликунова. Он размышляет о теоретических проблемах подсчета себестоимости продукта и критикует бухгалтерский подход. Интересные рассуждения, но надо учитывать, что любые экономические теории исказятся в кривом зеркале дикого капитализма в России.
Что меня зацепило? Идея о том, что в себестоимость можно включать упущенную прибыль. Но как наши «бизнесмены» могут понять «упущенную выгоду»? Предположим, что на единицу товара была затрачена некая сумму. А Вам говорят, а если бы эти средства вовремя вложили в акции, которые неожиданно скакнули вверх, то могли бы заработать 300% прибыли за неделю. Это и есть упущенная выгода.
Даже сейчас, при относительно простых правилах подсчетов бухгалтеры умудряются обманывать людей и выводить любые суммы издержек. Это четко видно по господрядам, оцениваемых практически по себестоимости
Например, себестоимость российских дорог одна из самых высоких в мире, а что можно сказать про качество?
Дорога Адлер - Красная Поляна стоила 4,7 миллиарда рублей за километр. Если бы дорогу вместо щебня и асфальта покрыли паштетом фуа-гра, то толщина слоя составила бы 22 сантиметра. Дорога к Сколково была еще дороже (5,7 млрд/км.) – по словам журналистов ее можно было покрыть черной икрой толщиной в полметра. Дорога к Сколково растрескалась после первой зимы. Однако, даже трескающиеся русские дороги лидируют в мировом рейтинге себестоимости.
Возьмем русский автопром, который избавился от конкурентов, и удерживает планку высокой себестоимости при чудовищном качестве.
Было время, когда люди перестали покупать Жигули и пересели на подержанные иномарки. Лоббисты говорили об упущенной выгоде и для монополизации рынка взвинтили налоги на ввоз в Россию подержанных иномарок. Это привело к господству автопрома и дилеров.
В этом году автодилеры откровенно грабят народ, «компенсируя» упущенную прибыль от ковидного простоя прошлого года. Стала широко известна схема, в рамках которой автодилеры при помощи запутанных соглашений предлагали автомобиль за 300 тысяч, а продавали за полтора миллиона.
В результате люди предпочитают покупать подержанные развалюхи. Рынок подержанных автомобилей – это упущенная выгода автопрома.
Что хотят сделать наши законники? Уже несколько лет лобисты автодилеров пытаются ввести запрет на прямую перепродажу автомобилей. Если закон примут, то продать автомобиль можно будет только автодилру, который будет его перепродавать с изрядной выгодой для себя. Дилеры будут наживаться еще и на вторичке.
Чем сложнее правила начисления, тем легче при отсутствии реальной конкуренции вытягивать последние гроши из карманов населения.
По словам Кликунова «вред концепции "себестоимость" в том, что она предлагает простые решения для сложных вопросов». Может быть, это верно с точки зрения экономики. Однако, верно и другое - любую сложную задачу можно разбить на простые подзадачи. Грамотный экономист Николай Кликунов, но не дай Бог его идее отразиться в кривом зеркале дикого капитализма в России. Отсутствие четких «правил игры» приведет лишь к ускорению обнищания народа и обогащения кучки олигархов.
Вспомним основателя Римского клуба, Альфредо Печчеи, который исходил из того, что для предприятия важна не его прибыль, а его общественная социальная полезность. Только когда это поймут наши законодатели, можно надеяться на выход из кризиса оптимизации, который уже 20 лет разрушает остатки экономики.
Вопрос только в том – нужен ли рост экономики кому-нибудь, кроме народа?
И напоследок, курский анекдот о качестве отечественного автопрома. Вы знаете, что объединяет курского губернатора и губернатора Токио? Они оба ездят на японском автомобиле Тойота Альфард.