Когда мы сравниваем ТТХ двух разных образцов оружия, мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку. Мы сравниваем "голые" ТТХ и не учитываем техзадания, которые до этого вояки выдавали конструкторам. И здесь правильнее говорить не в категориях "хорошее решение" или "плохое решение", а в категориях "соответствует ТЗ" или нет.
В качестве примера давайте рассмотрим две самозарядные винтовки – нашу СВТ и чешскую ZH-29. Это были первые в мире самозарядки, которые пошли в серийное производство (по датам, ZH-29 была сильно первее).
Если вы откроете любой наш оружейный справочник, вы там обязательно найдете, что чешская винтовка была очень сложной в производстве и в эксплуатации, была ломучей, капризной, и вообще годилась только для спортивно-развлекательной стрельбы в тире. Но давайте попробуем восстановить техзадание, которое было выдано на эту винтовку, и сравним его хотя бы с советским аналогом - с той же СВТ. Итак:
СССР: винтовка должна отлично работать на всей территории Советского Союза. А это, помимо прочего, тундра, тайга, болота, пустыни, горы, степи. Высокая влажность, засуха, пески, непролазная грязь, колебания температуры от минус 50 до плюс 50. Соответственно – очень высокие требования к надежности.
Что из всего этого было в Чехословакии? Лесов там почти нет. Крупные водоемы, пустыни и болота – этих нет вообще. Горы какие-то у них присутствуют, но это так – на выходные на пикник съездить. Грязь… ну, бывает, конечно. Но не в таких количествах, как, например, на соседней черноземной Украине. Температура окружающей среды и влажность – тоже вполне умеренные. Экстремальных климатических условий в Чехословакии нет, а следовательно – требования к надежности можно значительно снизить. Это как в анекдоте про верблюжонка:
- Мама, а зачем нам весь этот тюнинг для пустыни, если мы живем в саратовском зоопарке?
Идем дальше – техническое устройство и ремонтопригодность. В СССР с этим была напряженка, и вояки требовали максимального упрощения конструкции – чтоб поменьше мелких деталей и чтоб можно было починить "на коленке".
И это было очень разумным требованием. Вот представьте, выдали солдату в Термезе (Узбекистан) винтовку СВТ в 1940-м году, а в ней что-то сломалось - как ее ремонтировать прикажете? В мастерскую везти? Так ближайшая мастерская – только в Ташкенте. И та – железнодорожная. Там паровозы ремонтируют, а не винтовки. Следовательно, в техзадании на нашу винтовку были очень жесткие требования к ремонту в полевых условиях.
А что из этого было в Чехословакии? Ну, сломалась в руках у чешского Вацлава винтовка ZH-29 – и че? Страна – маленькая, городов и поселков – много, промышленных предприятий – еще больше. Найти механическую / слесарную мастерскую, где это могут починить, - да запросто, шесть км на велосипеде по хорошей дороге. Короче, требования к ремонтопригодности для чешской винтовки тоже можно не учитывать.
Далее. Неприхотливость к боеприпасам. В СССР с этим были проблемы. Не потому что патронов не хватало - их как раз хватало. Но просто патронных заводов было много, и у каждого были свои технологические особенности. Профессиональные охотники и стрелки до сих пор предпочитают закупать патроны "своего" производителя – потому что "кушать" патроны от других производителей их оружие может и отказаться. Там, клины, осечки, недокрывание – много чего. И это даже сейчас - с компутерами и ЧПУ. Что уж про те времена говорить?
Поэтому проектировщикам СВТ приходилось учитывать и фактор несортимента патронов. Кстати, с этой задачей они так и не справились. Когда во время ВОВ в Советский Союз по ленд-лизу стали завозить американские пороха, выяснилось, что СВТ эти пороха очень не любит – слишком много нагара давали. Ручная мосинка их "кушала" без проблем, а вот автоматике СВТ они не нравились.
Теперь смотрим Чехословакию. Там у них тогда был только один патронный завод – "Селье и Белло" в Праге (он и сейчас есть). А уж обеспечить стандартизацию в пределах одного завода – это гораздо проще, чем то же самое, но для десятка заводов в разных регионах огромной страны. Поэтому вопрос о боеприпасах в чешском ТЗ тоже переставал быть актуальным.
Опять же – квалификация эксплуатантов. Винтовка в руках хорошо обученного и грамотного стрелка и та же винтовка, но в руках стрелка, который "вышел из лесу за солью – забрали в армию" - это будут две разные винтовки. В руках первого это будет грозным оружием, а в руках второго – громыхающим бревном.
Советские вояки не случайно требовали от инженеров максимально простую конструкцию СВТ (насколько это было возможно). Ведь уровень технической грамотности у советских призывников в межвоенный период был крайне низким. СССР тогда, по сути, оставался еще аграрной страной – а что вы хотите от призывника, который сложнее лопаты ничего не видел? А если этот призывник еще и по-русски не говорит? Как такому самозарядную винтовку в руки давать? Он и винтовку сломает, и сам покалечится.
В межвоенной Чехословакии ситуация была другой. Это была уже индустриальная страна, и процент населения, занятого в промышленности (в частности, металлообработка, транспорт, та же оружейка), был значительно выше советского. Поэтому обучить чешского призывника обращаться с чешской ZH-29 было значительно проще, чем советского – с СВТ. Хотя в кампанию 1938-го года чехам это не помогло. Этим требовалась не только стрелковая подготовка, но и морально-политическая.
Что в итоге. Если сравнивать не только ТТХ, но и техзадания, то чешская ZH-29 была отличной винтовкой. НО: только в тепличных условиях Чехословакии.
При подготовке статьи использовались графические материалы сайтов rockislandauction.com, forgottenweapons.com и др.