Найти в Дзене

Анализ сезонности спроса: кому и зачем это нужно?

Оглавление

У каждого вида товаров и услуг есть свои “счастливые часы”. Например, многие люди зимой торопятся записаться в тренажерный зал, зато летом фитнес-клубы пустуют. Естественно, такое снижение трафика сказывается на прибыли. Чтобы минимизировать фактор неожиданности, вызванный сезонностью спроса, включите параметр сезонности в бизнес-план и учтите скачки трафика при разработке стратегии развития. Вы обратите капризы спроса себе на пользу, а ваша компания от этого только выиграет.

Не всегда сезонность спроса очевидна
Не всегда сезонность спроса очевидна

Разбираемся в видах сезонного трафика

Сезонный спрос может проявлять себя как циклический или событийный. Циклическая разновидность сезонности спроса актуализируется ежегодно в одни и те же сроки. Хорошая иллюстрация - колебания, вызванные праздниками. Здесь можно вспомнить высокий спрос на елочные гирлянды перед Новым годом или горящие туры, которые незадолго до Дня святого Валентина становятся нарасхват.

Второй вид сезонного трафика - событийный. В этом случае причина всплеска сезонности спроса - какое-либо резонансное событие в городе, стране или мире. Так, премьера фильма “Маленькие женщины” 30 января 2019 в России спровоцировала резкий взлет спроса на первоисточник. Уже в начале февраля поклонники ленты поспешили в магазины за книгой! Кстати, скачки популярности, вызванные трендами, тоже относятся к этой категории.

Как использовать анализ сезонности спроса в бизнесе?

Если вы внесете параметр сезонности в свой бизнес-план, то с учетом колебаний спроса сможете составить прогноз доходов и расходов, выявить приоритеты развития компании. Также эти данные пригодятся при разработке маркетинговой стратегии. Например, при заказе контекстной рекламы избегайте ее трансляции в несезон. Подождите нового скачка сезонности спроса: вам удастся привлечь не просто “смотрящих”, но еще и покупающих клиентов.

Сезонность играет важную роль и в продвижении сайта. Приведем пример из практики наших SEO-специалистов. В течение полугода они вели работы по продвижению интернет-магазина одежды для детей. Рос и поисковый трафик, и число заявок. Однако владельцы пренебрегли фактором сезонности спроса: они закупили товар с большим опозданием. Этот момент совпал с сезонным снижением покупательского трафика, что отразилось на доходах интернет-магазина. Клиент извлек из этого случая ценный урок и в дальнейшем планировал закупки с учетом колебаний спроса.

Как исследовать сезонные скачки трафика?

Для анализа сезонности спроса есть много бесплатных подручных инструментов. Поделимся своей подборкой:

  • Wordstat

Инструмент Яндекса. Его применяют для сбора семантики, анализа рынка и исследования пользовательских запросов. Wordstat выдает статистику за последние два года. В сервисе есть возможность отследить всплески и спады сезонности спроса на графике и в таблице.

По запросу "купить купальник" сезонность спроса выпала на период с июня - по сентябрь (выделено красным), а самый низкий спрос был характерен апрелю 2020 года.
По запросу "купить купальник" сезонность спроса выпала на период с июня - по сентябрь (выделено красным), а самый низкий спрос был характерен апрелю 2020 года.
  • Google Trends

Сервис для анализа сезонности трафика от Google. Возможности этой программы шире, чем у “Вордстата”. Google Trends собирает статистику запросов за целых 16 лет и анализирует динамику популярности нескольких запросов одновременно.

Сравниваем выдачу по запросам "купить купальник" и "купить бикини"
Сравниваем выдачу по запросам "купить купальник" и "купить бикини"
Сервис показывает, насколько популярен запрос в каждом из регионов, а также подсказывает похожие запросы
Сервис показывает, насколько популярен запрос в каждом из регионов, а также подсказывает похожие запросы
  • Keyword Planner Ads (планировщик ключевых слов)

Тоже инструмент Google для анализа сезонности спроса. Он позволяет исследовать запросы с учетом города, региона и временного диапазона (максимально - 4 года). Keyword Planner встроен в Google Ads, поэтому он соберет данные и по другим значимым факторам. Полученная информация подойдет для организации рекламной кампании в Google или для разработки стратегии SEO продвижения.

  • Google Docs и Microsoft Excel

Сезонность спроса можно рассчитать и с помощью привычных таблиц. На примере сервиса Google: для определения нужного показателя воспользуйтесь формулой расчета среднего значения (СРЗНАЧ). Сведите помесячно данные за несколько лет, посчитайте среднемесячную посещаемость сайта за этот срок, среднее число клиентов или посещений сайта в месяц, определите показатель сезонности спроса, а затем выявите пиковые для вашего бизнеса периоды.

Для создания таблицы придется потратить немного времени, но когда вы вычислите пиковые периоды своего бизнеса, сможете строить его более эффективно
Для создания таблицы придется потратить немного времени, но когда вы вычислите пиковые периоды своего бизнеса, сможете строить его более эффективно

Наглядные результаты такого анализа помогают планировать закупки товара и затраты на рекламу, а также прогнозировать прибыль. Можно исследовать показатели самостоятельно или заказать услугу у специалистов.

На сайте Студии ЯЛ вы можете прочесть подробнее не только об анализе сезонности спроса, но и о других факторах, которые влияют на ваш бизнес. Статьи раздела “Новости” расскажут о современных маркетинговых тенденциях, новых “фишках” знакомых программ и методов, а также подскажут, как привлечь клиентов.