У каждого вида товаров и услуг есть свои “счастливые часы”. Например, многие люди зимой торопятся записаться в тренажерный зал, зато летом фитнес-клубы пустуют. Естественно, такое снижение трафика сказывается на прибыли. Чтобы минимизировать фактор неожиданности, вызванный сезонностью спроса, включите параметр сезонности в бизнес-план и учтите скачки трафика при разработке стратегии развития. Вы обратите капризы спроса себе на пользу, а ваша компания от этого только выиграет.
Разбираемся в видах сезонного трафика
Сезонный спрос может проявлять себя как циклический или событийный. Циклическая разновидность сезонности спроса актуализируется ежегодно в одни и те же сроки. Хорошая иллюстрация - колебания, вызванные праздниками. Здесь можно вспомнить высокий спрос на елочные гирлянды перед Новым годом или горящие туры, которые незадолго до Дня святого Валентина становятся нарасхват.
Второй вид сезонного трафика - событийный. В этом случае причина всплеска сезонности спроса - какое-либо резонансное событие в городе, стране или мире. Так, премьера фильма “Маленькие женщины” 30 января 2019 в России спровоцировала резкий взлет спроса на первоисточник. Уже в начале февраля поклонники ленты поспешили в магазины за книгой! Кстати, скачки популярности, вызванные трендами, тоже относятся к этой категории.
Как использовать анализ сезонности спроса в бизнесе?
Если вы внесете параметр сезонности в свой бизнес-план, то с учетом колебаний спроса сможете составить прогноз доходов и расходов, выявить приоритеты развития компании. Также эти данные пригодятся при разработке маркетинговой стратегии. Например, при заказе контекстной рекламы избегайте ее трансляции в несезон. Подождите нового скачка сезонности спроса: вам удастся привлечь не просто “смотрящих”, но еще и покупающих клиентов.
Сезонность играет важную роль и в продвижении сайта. Приведем пример из практики наших SEO-специалистов. В течение полугода они вели работы по продвижению интернет-магазина одежды для детей. Рос и поисковый трафик, и число заявок. Однако владельцы пренебрегли фактором сезонности спроса: они закупили товар с большим опозданием. Этот момент совпал с сезонным снижением покупательского трафика, что отразилось на доходах интернет-магазина. Клиент извлек из этого случая ценный урок и в дальнейшем планировал закупки с учетом колебаний спроса.
Как исследовать сезонные скачки трафика?
Для анализа сезонности спроса есть много бесплатных подручных инструментов. Поделимся своей подборкой:
- Wordstat
Инструмент Яндекса. Его применяют для сбора семантики, анализа рынка и исследования пользовательских запросов. Wordstat выдает статистику за последние два года. В сервисе есть возможность отследить всплески и спады сезонности спроса на графике и в таблице.
- Google Trends
Сервис для анализа сезонности трафика от Google. Возможности этой программы шире, чем у “Вордстата”. Google Trends собирает статистику запросов за целых 16 лет и анализирует динамику популярности нескольких запросов одновременно.
- Keyword Planner Ads (планировщик ключевых слов)
Тоже инструмент Google для анализа сезонности спроса. Он позволяет исследовать запросы с учетом города, региона и временного диапазона (максимально - 4 года). Keyword Planner встроен в Google Ads, поэтому он соберет данные и по другим значимым факторам. Полученная информация подойдет для организации рекламной кампании в Google или для разработки стратегии SEO продвижения.
- Google Docs и Microsoft Excel
Сезонность спроса можно рассчитать и с помощью привычных таблиц. На примере сервиса Google: для определения нужного показателя воспользуйтесь формулой расчета среднего значения (СРЗНАЧ). Сведите помесячно данные за несколько лет, посчитайте среднемесячную посещаемость сайта за этот срок, среднее число клиентов или посещений сайта в месяц, определите показатель сезонности спроса, а затем выявите пиковые для вашего бизнеса периоды.
Наглядные результаты такого анализа помогают планировать закупки товара и затраты на рекламу, а также прогнозировать прибыль. Можно исследовать показатели самостоятельно или заказать услугу у специалистов.
На сайте Студии ЯЛ вы можете прочесть подробнее не только об анализе сезонности спроса, но и о других факторах, которые влияют на ваш бизнес. Статьи раздела “Новости” расскажут о современных маркетинговых тенденциях, новых “фишках” знакомых программ и методов, а также подскажут, как привлечь клиентов.