Найти в Дзене

Вектор роста — зарубежные рынки

Оглавление

Как кировским предприятиям выйти на иностранные рынки — директор Центра поддержки экспорта Мария Зеленцова

— Кто может обратиться в Центр поддержки экспорта?

— К нам может обратиться любое малое или среднее предприятие Кировской области, если оно есть в едином реестре субъектов МСП. Причём не обязательно предприятие должно быть действующим экспортёром. Достаточно производить продукцию, перспективную для продажи за границу.

— Как понять, что производимая продукция подходит для экспорта?

— Прежде всего нужно обратиться к нам за консультацией. И уже мы проанализируем таможенную статистику, отчёты по странам — где и на какую продукцию есть спрос, откуда её завозят, есть ли запреты и ограничения. И после этого будет понятно, есть ли смысл экспортировать продукт. Хотя бывают случаи, когда сложно предугадать, что продукция «выстрелит». Поэтому мы рекомендуем пробовать выходить на экспорт всем. Как минимум съездить на выставку, представить товар, посмотреть, как на него реагирует иностранный покупатель, интересен ли он.

— Как подготовиться к выходу на иностранные рынки?

— При первой встрече мы рассказываем обо всех своих услугах и помогаем предприятию составить дорожную карту по выходу на экспорт. Например, компания производит детские игрушки. Мы обсуждаем с ней, на какой рынок хотелось бы выйти, предлагаем поучаствовать в выставках, съездить на бизнес-миссии. Если предприятие собирается экспортировать продукцию, например в Европу, то может потребоваться сертификация, регистрация торговой марки, создание сайта на иностранном языке и многое другое. Со всем этим мы можем помочь: бесплатно или на хороших условиях софинансирования.

— Что нужно, чтобы воспользоваться услугами Центра поддержки экспорта?

— Для того чтобы попасть на выставку, достаточно заполнить анкету-соглашение. И после выставки в течение 3 лет предоставлять нам отчётность по заключённым контрактам. Для получения услуги по сертификации или выхода на электронные торговые площадки нужно дополнительно предоставить пакет документов, в том числе справки об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по заработной плате.

— На какие зарубежные маркетплейсы вы помогаете выйти?

— На любые. Их очень много. Есть популярные электронные торговые площадки широкого профиля, такие как например, Amazon. Есть специализированные (например, Fordaq — для производителей лесной отрасли). Есть те, которые нацелены на рынки определённых географических регионов, стран (Satu.kz — в Казахстане, Epinduo — в Китае). Такие площадки являются не только отдельным каналом продаж, но и эффективным рекламным инструментом. На многих из них можно создать страницу магазина на нескольких языках и даже провести исследование рынка. Перед тем, как выбрать площадку, предприятие проходит скоринг на сайте Российского экспортного центра и получает список рекомендуемых маркетплейсов. А дальше мы совместно решаем, где лучше будет разместить продукцию. Центр поддержки экспорта финансирует до 1 года размещения на электронных площадках: это и создание страницы, и размещение товара, и даже рекламный бюджет.

— Как пандемия сказалась на работе Центра поддержки экспорта?

— Конечно, нам пришлось немного пересмотреть нашу работу. Раньше всегда было очень много выставок и бизнес-миссий. Оптовикам важны личные встречи, живой контакт, поэтому выставки — это самый эффективный инструмент для того, чтобы предприятие вышло на экспорт. Но время карантина не прошло даром. За этот период мы вывели больше 30 предприятий на электронные торговые площадки, у нас было много запросов на поиск партнёров за рубежом. Плюс мы организовывали очень много обучающих проектов. В том числе отправляли руководителей и топ-менеджеров кировских предприятий на учёбу в бизнес-школу «Сколково». Сейчас закончился 4-й поток этого обучения, в нём принимали участие 12 предприятий региона, на 5-й поток уехали ещё три.

— В бизнес-школу «Сколково» едут именно руководители?

— Да, этот проект создан именно для топ-менеджеров и лиц, принимающих решения. Потому что это обучение, которое в корне меняет подход к работе. После «Сколково» кто-то изменил сам продукт, кто-то пересмотрел рынки реализации. Это не просто теория, а 4 месяца практической работы, направленной на развитие продукта. Например, было задание позвонить трём зарубежным клиентам, трём конкурентам, трём экспертам. И было, что конкуренты рассказывали о нюансах и особенностях работы. Это интересная и полезная практика. «Сколково» помогает создать экспортный проект, дорожную карту по выходу продукции на экспорт. Это поиск каналов дистрибьюции, помощь в маркетинговых подходах, упаковка продукта. Заканчивается обучение защитой проекта перед комиссией. Чтобы попасть в эту бизнес-школу, нужно было пройти конкурсный отбор. Надеемся, что и в следующем году от кировских предприятий будет много заявок.

— А какое обучение может пройти у вас рядовой сотрудник?

— У нас проходит много бесплатных семинаров и вебинаров по всем вопросам внешнеэкономической деятельности, авторские мастер-классы. Вся информация о предстоящих семинарах есть на нашем сайте, в нашей группе во ВКонтакте и инстаграме.

— Расскажите о ближайших планах?

— Планируем бизнес-миссии в Турцию, ОАЭ, страны ближнего зарубежья. Ждём, что начнут «открываться» страны Европы. Призываем предприятия не ждать, а обращаться к нам. Вместе мы найдём подходы, чтобы вывести продукцию на иностранные рынки.

___________________________________________________________

Услуги Центра поддержки экспорта

Бесплатные услуги:

  • Участие в международных выставках и бизнес-миссиях
  • Аренда площади выставочных стендов, их застройка и оборудование, доставка образцов за рубеж, услуги переводчиков, проведение встреч, трансфер внутри страны — за счёт Центра поддержки экспорта.
  • Предприятие оплачивает командировочные расходы.
  • Поиск и подбор иностранных покупателей.
  • Подготовка и экспертиза экспортного контракта.
  • Размещение и продвижение на международных маркетплейсах.
  • Обучающие мероприятия по вопросам внешнеэкономической деятельности.

На условиях софинансирования
(до 80% оплачивает Центр поддержки экспорта)

  • Маркетинговые исследования.
  • Создание и модернизация сайта на иностранном языке.
  • Сертификация продукции.
  • Регистрация торговой марки за рубежом.
  • Акселерационная программа совместно с бизнес-школой «Сколково».

#бизнескласс #бизнес #бизнес и финансы #экспорт #киров #журнал