Прежде чем начать рассказ о короткометражном фильме 2014 года «Стрелок», давайте немного определимся с понятиями. Те, кто разводил скот, именовались «ранчерами» (от слова «ранчо»). Вооруженные парни, которые указанный скот перегоняли (обычно до крупной железнодорожной станции) для транспортировки на Север – это «ковбои».
А вот лихие персонажи, которые при любом удобном случае хватались за револьвер и могли в равной степени находиться по разные стороны закона (от Билли Кида до Уайета Эрпа) это - «ганфайтеры», то есть «стрелки». В рассматриваемом нами мини-фильме есть все три категории, хотя назван он всё-таки в честь «стрелка».
Короткометражка «Стрелок» посвящена не столько иронии по поводу клише, присущих вестернам, сколько проблеме закадрового голоса, который как раз в большей степени характерен для нуара, а не для перестрелок времен Дикого Запада. Хотя оба эти явления вышил из недр палповых журналов, а потому при внешних отличиях обладают внутренним родством.
Есть несколько вариантов закадрового голоса. В криминальных драмах обычно он принадлежит основному персонажу, что позволяет доводить до зрителя логику его действий. Однако есть второй вариант – сторонний рассказчик. Лицо отвлеченное и стоящее над всем происходящим в кадре.
Не удивляюсь, если режиссер «Стрелка» Эрик Киссиак в свое время вдохновлялся фильмом «Персонаж» (2007). Хотя есть и различия, причем, очень заметные. В «Персонаже» голос слышит только главный герой, а потому полагает, что сходит с ума. В «Стрелке» голос слышат все лица, задействованные в той или иной сцене. И они не очень озадачены своим нравственным здоровьем.
Собравшуюся в салуне публику нельзя назвать изысканной, хотя бы потому, что почти все здесь вооружены. А когда голос рассказывает о замыслах каждого, то поводов схватиться за револьвер становится больше, чем предполагалось. Однако это иногда срывает все коварные планы: «- Ты действительно хотел крикнуть: осторожно сзади!!!.. – Ну да… - И что там должно было быть сзади? – Медведь… - Медведь в салуне? Ты серьезно?»
Фильм, который предвосхитил знаменитого «Леона»
Но постепенно от коварных замыслов дело переходит к некоторым личным тайнам. Мы бы даже сказали неприличным тайнам, кои, как оказалось (и не только в мини-фильме) имеются у всех. Вот в этой части юмор начал давать сбои и скатываться. Хотя для западного кино сомнительные шутки уже перестали быть чем-то неприемлемым.
Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов»
Если уйти в сторону от всякого рода пикантных секретов, то остается задаться вопросом: планировал ли на самом деле «стрелок» устроить «балет смерти» в салуне или же это была воля закадрового голоса? Если это именно так, то тогда автор вестерн-новеллы становится «Злым Демиургом»