Найти тему
Наташа Александрова

Больше восьми лет она правила страной и королем. Плата за это была непомерно высока - заточение, которое длилось пятьдесят лет

Несмотря на его измены и предательство, несмотря на то, что он заточил её в мрачной крепости и запретил видеться с детьми, она продолжала любить его и ждать, когда он вернется к ней и снова сделает её своей женой и королевой. Весть о его смерти стала для неё страшным ударом. Любить его она продолжала до конца своих дней.

Блестящая графиня Коссель обходилась казне в сумму, на которую можно было содержать целую армию. Но Август Саксонский был так влюблен в эту редкую красавицу и умницу, что ничего ради неё не жалел. Пишу том, как судьба этой необычной женщины отразилась в книге и фильме.

Анна Косель. Из открытых источников. Яндекс-картинки.
Анна Косель. Из открытых источников. Яндекс-картинки.

Фильм «Графиня Коссель» вышел на экраны в 1968 году. 50-70 годы - золотой век польского кинематографа. Выдающиеся режиссеры и актеры, фильмы, вошедшие в историю мирового кино, - все это вызывало огромный интерес в нашей стране, где было много поклонников польской десятой музы.

Костюмные исторические фильмы в шестидесятые годы вообще были в моде. Достаточно вспомнить такие фильмы, как "Клеопатра", "Спартак", "Анжелика", "Три мушкетера", "Гайдуки", у нас –" Последняя реликвия" и чуть позже" Слуги дьявола" и "Слуги дьявола на Чертовой мельнице". Польский ответ мировому кинематографу – "Фараон", "Крестоносцы", "Пан Володыевский", "Графиня Коссель", "Пепел" и другие.

Кадр из польского фильма "Фараон". 1966. В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.
Кадр из польского фильма "Фараон". 1966. В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.

Графиня Коссель – один из самых популярных фильмов этой серии. Он был снят режиссером Ежи Антчаком (кстати, номинантом на премию «Оскар» с фильмом «Дни и ночи»), по повести польского писателя, публициста, историографа XIX века Ю. Крашевского. В фильме рассказывается о жизни фаворитки саксонского курфюста и польского короля Августа Сильного – Анны Коссель. Фильм действительно удался. В нем заняты прекрасные актеры. Трудно представить более удачного претендента на роль Августа, чем Мариуш Дмоховский Графиню прекрасно играет красавица Ядвига Бараньская. Молодой Ольбрыхский бесподобен в роли Карла XII. Концепция фильма, бесспорно, задана Ю. Крашевским.

Луи де  Сильвестр (1675-1760). Портрет Августа Сильного. Из открытых источников. Яндекс-картинки
Луи де Сильвестр (1675-1760). Портрет Августа Сильного. Из открытых источников. Яндекс-картинки

Анна Констанция, урожденная фон Брокдорф, родилась 17 октября 1680 г. в знатной семье. Она получила прекрасное образование, была умна и воспитанна.

В 1694 г. Анна стала придворной дамой супруги шлезвигского герцога Кристиана Альбрехта. Ходили слухи, что она завязала любовные отношения с кем-то из придворных и даже через некоторое время родила. У Крашевского ничего подобного в романе нет, в фильме тоже. Крашевский рисует Анну неизменно в возвышенных, я бы даже сказала – апологетических, тонах.

В 1703 году вышла замуж за барона Адольфа фон Хойма.

Моя жена богиня. Ни при дворе, ни в целом городе, ни в Саксонии, ни в Европе второй такой не найти.

Так говорил о супруге барон, что, впрочем, не мешало ему изменять ей направо и налево, а её саму запереть в своем замке в провинции.

В начале романа Крашевского мы видим героиню, которая ведет жалкую и скучную жизнь в забытом богом местечке. Единственное развлечение молодой, красивой, а главное, полной жизненных сил девушки – прогулки по живописным окрестностям небольшого городка, в котором она живет, оставленная мужем.

Та самая пирушка в фильме "Графиня Коссель".  В открытом доступе. источник: яндекс-картинки.
Та самая пирушка в фильме "Графиня Коссель". В открытом доступе. источник: яндекс-картинки.

В фильме этого нет – он начинается сценой пьяной пирушки скучающего Августа. Хойм неосмотрительно похвастался молодой красавицей женой, а царедворцы, подыскивающие новую фаворитку королю, сразу же схватились за его слова. Ему велели привезти жену ко двору. Анна произвела ошеломляющее впечатление на Августа. И это не удивительно – она не только обладала ослепительной красотой и изяществом, но и славилась тонким обращением и талантом прекрасно танцевать, к тому же была умной, сильной и (король пока не знал об этом) расчетливой и практичной женщиной.

Анна хорошо владела оружием, прекрасно стреляла, была опытной наездницей. В начале фильма есть эффектная сцена. Когда посланник короля Заклика, тайно любивший эту необыкновенную женщину, сообщил ей, что она стала предметом пари у придворных короля, то это нисколько её не взволновало и не обидело, напротив, польстило самолюбию. Она вытащила из ящика комода пистолет и одним выстрелом потушила свечу - стреляла Анна превосходно. Она знала, на что идет, верила в себя и чувствовала, что способна не только очаровать короля, но и царствовать в Саксонии.

Кадр из фильма "Графиня Коссель" . В открытом доступе.Источник: яндекс-картинки.
Кадр из фильма "Графиня Коссель" . В открытом доступе.Источник: яндекс-картинки.

Королю пришлось долго ухаживать за ней. Сохранилась легенда, что, отчаявшись, он пришел к ней с подковой в одной руке и мешком денег во второй. Август был очень силен – гнул подковы, стальные прутья и своих любовниц. Он согнул подкову и бросил к ногам Анны мешок с деньгами.

Анна приняла решение, но она не хотела быть игрушкой в руках короля, очередной любовницей в длинной веренице предыдущих и последующих его фавориток. Она потребовала, чтобы Август заставил Хойма дать ей развод и подписал бы документ, что в случае смерти жены он женится на ней.

Прежняя фаворитка княгиня Тешенская-Любомирская получила полную отставку и была удалена от двора. Графиня переехала из дома бывшего мужа в приготовленный для нее дворец четырех времен года (как романтически его называла Анна) неподалеку от королевского замка, с которым его спешно соединили сооруженной крытой галереей.

Кадр из фильма "Графиня Коссель". В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.
Кадр из фильма "Графиня Коссель". В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.

Август по уши влюбился в графиню Коссель – такой титул она получила после развода – и позволял ей управлять и собой, и Саксонией. Он славился не только необычайной силой, но и таким же любвеобилием. У Августа было бесчисленное множество любовниц, а количество внебрачных детей доходило до трехсот шестидесяти пяти (возможно, только слухи).

Но Анне удалось невозможное – она сохраняла привязанность короля в течение почти десяти лет. Предыдущая фаворитка царила пять лет, но графиню Коссель не превзошел никто. В фильме и в романе очень романтично показана любовь этих людей.

Бешеные скачки, балы, праздники, турниры, охота, маскарады… Влюбленные взгляды потерявшего голову короля, гордая осанка графини, зависть окружающих… Анна любила короля и старалась всеми силами удержать его любовь, повсюду следовала за королем. Умная и жизнерадостная, она умела его развлечь, заставить принять нужное ей решение. Власть её казалась безграничной. Её предупреждали об интригах врагов. Ю. Крашевский (1812 - 1887) пишет в романе "Графиня Козель" (1874):

Анна слишком верила в свое обаяние и превосходство, чтобы придавать этому значение, и усмешкой встречала вести о кознях врагов. Графиня Коссель в зените своего могущества деспотично управляла королем и королевством. Тщетными были попытки ослабить ее влияние, страсть Августа служила ей защитой.
Кадр из фильма "Графиня Коссель". Из открытых источников: яндекс-картинки.
Кадр из фильма "Графиня Коссель". Из открытых источников: яндекс-картинки.

А вот как он описывает праздники при дворе:

Вскоре после отъезда Карла XII Август устроил великолепное празднество -- состязание в меткости, собрав при дворе множество чужестранцев, послов и странствующих рыцарей со всего света. Анна выехала на состязание на белой лошади, в изысканнейшем костюме амазонки рядом с Августом, закованным в золоченые доспехи. Все были поражены, с какой ловкостью она управляла конем и метала копье на скаку. Август восхищался ею. Август выглядел при ней не более как первым царедворцем. Графиня Коссель была царицей празднеств, и никаких причин сомневаться в прочности своей власти у нее не было.

Это, однако, был один из последних праздников для Анны, последняя блестящая победа. Нельзя быть более талантливым, чем король.

Несмотря на весь её ум и предусмотрительность, графине не удалось избежать тех же ошибок, что и княгине Тешен, а к ним она присоединила ещё и свои. Конечно, враги у Анны появились сразу же – приближенные Августа не могли смириться с потерей или уменьшением влияния на короля. И число врагов неизменно росло. Этому способствовало вмешательство Анны в политику, высокомерное отношение к окружающим (она считала себя истинной королевой), траты огромных денег королем на её содержание. Анна родила королю троих детей (в фильме детей нет вообще) и, видимо, считала себя незаменимой. Но всему приходит конец, и самой великой любви тоже.

Кадр из фильма "Графиня Коссель".  В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.
Кадр из фильма "Графиня Коссель". В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.

Придворная камарилья (Фюрстенберг, Флемминг, Киан) уже подыскивала подуставшему от постоянной опеки Анны королю новую любовницу. В фильме, пожалуй, переход от любви к безразличию, а потом и к ненависти показан слишком быстро и, может быть, не совсем обоснованно, но ведь многое осталось за кадром.

Но как великолепно сделан, например, танец танцовщицы из приглашенной придворными группы комедиантов. Простенькая танцовщица, даже и не очень красивая, миленькая, смазливенькая, но до Анны ей далеко – у неё на глазах соблазняет короля. Официально ничего не происходит: танцовщица развлекает короля и двор обычным танцем. Поначалу и Анна воспринимает её выступление именно так. На её лице покровительственная улыбка поощрения. Но постепенно перед нами разворачивается драматическая сцена. Артисты играют без слов.

Кадр из фильма "Графиня Коссель". В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.
Кадр из фильма "Графиня Коссель". В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.

Выражение лица Анны меняется: благосклонная улыбка исчезает, взгляд становится высокомерным и напряженным. Король глаз не сводит с танцовщицы и довольно улыбается, и Анна замечает его заинтересованное отношение к девушке. Сначала Анна глазам своим не может поверить…Неужели? Но когда танцовщица, раскружив все свои юбки и показав точеные ножки в белых чулочках, прильнула к ручке кресла короля, а тот потянулся к ней с едва прикрытым вежливостью вожделением, Анна все поняла. Она застыла как каменная. Во взгляде – боль, оскорбленная гордость, обида на несправедливое отношение короля. Не выдержав унижения, Анна уходит, словно предчувствуя, что скоро так же уйдет и из жизни короля.

Фильм вообще очень неспешный, обстоятельный. Много места занимают долгие кадры скачек. Первой скачки, правда, в фильме нет, есть только в книге Крашевского: «Ночь была темная, но дорогу освещали люди, ехавшие с факелами впереди; лошади мчались во весь опор. Не успели оглянуться, как карета остановилась на мостовой перед домом на Пирнайской улице». Вот Анна отправляется из глуши ко двору, она словно торопит судьбу – быстрей туда, навстречу счастью, власти и богатству. Поездка с королем на испытание пушек: король любуется красотой и умением бесстрашной наездницы, скачка здесь – символ неиссякаемой энергии Анны, той бешеной скорости, с которой летит её жизнь. И последние скачки – тщетная попытка догнать и вернуть короля, любовь и саму жизнь.

Фарфоровая статуэтка. В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.
Фарфоровая статуэтка. В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.

Как же сложилась жизнь Анны после расставания с королем? Король потребовал, чтобы Анна уехала из Дрездена и поселилась в Пильнице. После неудачного побега в Пруссию Анну перевели в замок Штольпен, новым местом ее заключения стал верхний этаж башни Святого Яна. Ю. Крашевский пишет об этом тягостном для Анны времени:

Бесконечно медленно тянулись пустые, однообразные дли. Чем же еще могла заполнить их Анна Козель, как не воспоминаниями, а порой возрождающейся надеждой. Козель, проклиная Августа, одновременно верила, что невзгоды ее скоро кончатся; как же так, не может быть, чтобы тот, который, казалось, так нежно ее любил, стал вдруг бездушным палачом, глухим к ее мольбам?

Анна четыре раза пыталась бежать из заточения, но все попытки заканчивались неудачами. И Анна смирилась со своей участью, хотя не переставала ждать, что король однажды призовет её к себе.

Постепенно ушли из этого мира почти все её враги. В 1733 году ей сообщили о смерти Августа Саксонского. Она была потрясена до глубины души. Тюрьма, жестокость, забвение, измена, унижения -- ничто не могло вытеснить из женского сердца горячей любви. По одним источникам, её предложили свободу, по другим, оставили в заточении. Впрочем, какая разница? Свобода ей уже была не нужна. У неё не было никого в целом мире за пределами крепости. Она привыкла к своей маленькой комнатке, к стенам Штольпена. Ей некуда было идти. О её последних днях Ю. Крашевский написал:

В 1733 году графине было пятьдесят три года; после перенесенных страданий она не рассчитывала прожить долго.
Комната графини в заключении. В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.
Комната графини в заключении. В открытом доступе. Источник: яндекс-картинки.
Графиня уютно устроилась в башне св. Яна и в прилегающем к ней садике. Главным ее занятием было чтение древнееврейских и восточных книг, изучение кабаллы. Пенсии в три тысячи талеров ей вполне хватало на книги... Покупала она также редкие монеты, где были выбиты ее и королевский гербы, выпущенные в небольшом количестве еще в ту пору, когда она думала, что имеет на это право, как жена Августа. После ее смерти несколько десятков таких монет нашли в ее кресле.

Она умерла в 1765 году на восемьдесят пятом году жизни. Место захоронения неизвестно.

#история #образование #кино #литература

#фаворитки #короли