Найти в Дзене
Кто же был «лучом света в темном царстве»?
Недавно наткнулась на статью «Что на самом деле Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве»? (Нет, не Катерину!)». Естественно, эпатажный заголовок заинтриговал: почти двести лет героиня пьесы была лучом, никто вроде не возражал – ни профессора, ни академики, не говоря уже о школьниках. Что случилось-то? Впрочем, сейчас модно выдвигать новые концепции, которые переворачивают привычные взгляды на героев классических произведений. Кто только не разоблачает «литературоведческие мифы»! Вот, оказывается,...
2 недели назад
Василий Розанов о комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Чацкий и Молчалин С первого появления в печати в 1824 году "Горе от ума" вызвало ожесточенные споры литературных критиков. Больше всего дискуссий вызывал образ Чацкого. Наверное, все помнят высказывание Пушкина об этом герое: А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. Но пожалуй, мало кто знает характеристику, которую дал Чацкому Белинский. Несмотря на авторитет выдающегося критика, советским идеологам она очень не нравилась. Типичный либерал. Может быть, вечный спор между либералами и демократами? Почему-то "неистовый Виссарион" активно не любил Чацкого и давал ему убийственные характеристики: И потом: что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком? <...> Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади... Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, — только не от ума, а от умничанья. А вот в оценке Молчалина критики были на редкость единодушны: "...низкий ползун, льстец и предатель коварный" (К.А. Полевой), "негодяй Молчалин" (В.А. Ушаков), "подлый ...ум" (А.А. Григорьев). Таким образом, Молчалин традиционно воспринимался критиками и исследователями литературы как однозначно отрицательный тип: лицемер, карьерист, подлец. Традицию нарушил сначала А.С. Суворин, который сравнил Молчалина со Сперанским, а потом уже и Розанов, развивший эту мысль: он противопоставил "деловой" молчалинский ум интеллекту Чацкого как ум "действительный" уму "кажущемуся". Розанов пишет: " Один Молчалин — мне не свой, И то затем, что — деловой, — и его любит скромная, застенчивая, затаенная в себе Софья. Вот две фундаментальные в типе черты, около которых все остальное — риторика и клевета. Так, о Сперанском, скромном преподавателе Владимирской семинарии, передавали тоже в 10-х и 20-х годах в Петербурге, что, будто бы, когда за ним приехала карета «взять его в Большой дом», то по незнанию и «молчалинской скромности» он вскочил на ее запятки. Чувство смеха над Сперанским в петербургском обществе сливается с чувством смеха Грибоедова над Молчалиным, сливается до подробностей анекдота. Молчалин — даже стыдно его защищать, до того в данном пункте силен Грибоедов, мощен талант его ошибки, принимая во внимание два прорвавшиеся у автора штриха, — есть тип начинающего невидного работника в государственном укладе <...> Их ко двору не звали, во двор они не рвались, но скоро овладели всем государственным механизмом. Что-нибудь из семинаристов, упорное и тихое; третьестепенный Сперанский или третьестепенный из его помощников. Кстати, соединяющая черта: знаменитый государственный секретарь был сантиментален; он был женат на немке — случай сочетания не частый у нас — и, рано потеряв жену, никогда не полюбил во второй раз, храня какой-то культ единственной в своей жизни любви. Ведь то была пора, т. е. Сперанского и Молчалина, когда и сочиняли, и пели — стонет сизый голубочек, — и как-то умели это соединять с воловьей государственной работой. Мы можем представить, что эту песню пел во Владимирской семинарии Сперанский; и, с другой стороны, мы можем дорисовать, что непонятно привязавший к себе Софью секретарь Фамусова, случись ему быть секретарем у государственного человека, мог бы написать доклад, и «слогу» и содержанию которого захотел бы подражать Грибоедов.
1 месяц назад
Василий Розанов о комедии Грибоедова "Горе от ума" На представление "Горя от ума" в Кисловодском театре Розанов попал почти случайно. Первые июльские дни были холодными, шли дожди, неподалеку от курорта даже выпал снег. Делать было решительно нечего, и Розанов отправился в местный театр. Открылся сезон пьесой Грибоедова. Играли очень плохо, но зато это дало Розанову возможность целиком сосредоточиться на тексте пьесы. В который раз пьеса поразила его глубиной мысли и совершенством языка. Розанов написал статью, которую, к сожалению, почти не знают. Комедия движется на паркете, ее беспримерно изящный словесный сгиб есть именно словесная кадриль, с чудным волшебством проходимая по навощенному полу и которая оборвется, не нужна, не возможна, как только вы уберете это условие паркета под нею. То есть "ум" комедии чрезвычайно условный - местный и частный; ум, о коем никак нельзя сказать, что в нем — дистанция огромного размера... <...> в «Горе от ума» есть только чампионы кажущегося «ума», бегущие до поставленной автором меты, причем почти все не добегают и за это осмеиваются автором, и успешно, даже раньше срока, достигает этой меты один. Таким образом, самое построение комедии чрезвычайно бедно, безжизненно и до некоторой степени, имея в виду именно любопытство зрителя или читателя, не «умно». Менуэт или польский, который отплясывают (и на сцене довольно красиво) москвичи, вопреки укорам Чацкого, есть единственное в ней жизненное и, так сказать, физиологическое действие. Вообще недостаток физиологии, жизнеоборота, «круговращения сил мирских» — поразителен в пьесе. Она не основана ни на какой страсти, ни на одной привязанности. Страсть Чацкого — исключительно головная, страсть к произнесению речей и, так сказать, к тысячному надписанию на фронтоне бытия своего: «горе (мне) от ума»; но, например, его страсти к Софье мы должны поверить на слово, ибо в чем же и как она выразилась, кроме совершенно холодных ужимок во время ее обморока и гляденья в дверь, когда она выходит из гостиной? Вообще отсутствие темперамента, горячности сердца — у Чацкого или автора — поразительно: и тут проходит граница их обоих «ума». Статья может показаться язвительной и саркастичной, но Розанов прекрасно понимал гениальность Грибоедова и значимость пьесы для русской литературы. В его статье проявляются некоторые тенденции наступающей эры модернизма. Можно ли было назвать его главным троллем Серебряного века? Забавны переклички со статьей И.А. Гончарова " Мильон терзаний". 10 декабря 1871 года Гончаров тоже почти случайно попал на спектакль "Горе от ума" в Александринском театре. Роль Чацкого сыграл И. Монахов. Это был его бенефис. Впечатление от спектакля осталось крайне тягостное, но сама пьеса вызвала сильные чувства - комедия была одной из любимейших пьес Гончарова. Спектакль пробудил множество новых мыслей, после спектакля в кругу друзей Гончаров с необычайным подъемом говорил о пьесе. В его высказываниях было так много необычного и интересного, что друзья посоветовали писателю записать все сказанное. Гончаров начал работать над статьей. К началу 1872 года Гончаров завершил работу, в марте статью напечатали в "Вестнике Европы". А вот статью Гончарова в советское время знали все. Написанная в эпоху расцвета реализма, она удивительно точно попала в идеологические запросы нового строя и в обязательном порядке изучалась в школе. О Розанове узнали только в 90-е годы, до этого времени труды религиозного философа были скрыты в спецхране.
2 месяца назад
Не читал, но осуждаю... Культурологические приключения известной фразы
В многочисленных дискуссиях, которые сейчас стали весьма популярны на дзене, частенько звучит широко известная фраза "Пастернака не читал, но осуждаю". Этой фразой наша интеллигенция любит злоупотреблять - ей кажется , что таким образом она ставит на место "совков", которые, по её мнению, плохо знают литературу, но тем не менее излагают свою точку зрения. К сожалению, интеллигенты слегка забывают, что в современном разнообразном мире постмодернизма уже давно нет абсолютных истин. Я иногда вступаю в дискуссии о книге Булгакова...
9 месяцев назад
Незавершенный диалог
Это стихотворение Ф.И. Тютчева мало кто знает. В советское время его печатали только в самых полных изданиях и собраниях сочинений. В школах о нем говорить было не принято. Во второй половине 1826 года Ф.И. Тютчев написал стихотворение " 14-ое декабря 1825". Уже по дате в названии произведения мы понимаем, что речь в нем идет о восстании декабристов. Об этом же говорит и подзаголовок " Декабристам". Напечатано стихотворение было лишь в 1881 году в журнале "Русский архив". 14-ОЕ ДЕКАБРЯ 1825 Декабристам...
10 месяцев назад
Красива ли Татьяна Ларина?
Часто сталкиваюсь со статьями и комментариями в блогосфере, авторы которых считают Татьяну Ларину внешне некрасивой молодой девушкой. Откуда взялось это предположение? Кто решил, что Татьяна некрасива, и закрепил эту мысль в широких массах трудящихся? Во-первых, об этом написал пушкинист С.М. Бонди в предисловии к роману. Он утверждает: Пушкин все время подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми постоянно одаряли своих героинь авторы классических, сентиментальных и романтических произведений: поэтическое имя, необычайная красота...
10 месяцев назад
Рахманинов, Шагинян и галлюциногенное стихотворение Пушкина. Часть 2
Почему стихотворение Пушкина "В роще карийской" я назвала галлюциногенным? Часть1 здесь. Но сначала разберемся более подробно, что такое галлюциногенность в живописи. Это, прежде всего, сменяемость фигуры и фона. Внимание смотрящего переключается на фон, и появляется новая фигура, которая становится основным содержанием картины. А прежняя фигура превращается в фон. Стоило на картинке вазе стать фоном, как мы ясно увидели два профиля. А когда ваза снова становится фигурой, профили превращаются в фон...
10 месяцев назад
Рахманинов, Шагинян и галлюциногенное стихотворение Пушкина Часть1
Сергей Рахманинов и Мариэтта Шагинян дружили. Дружба была трогательной и милой: Рахманинов называл Мариэтту «Rе» и писал ей чудесные письма, а Шагинян подбирала для него стихи, на которые композитор мог бы написать музыку, и между строфами XIX века ухитрялась подсунуть тексты современных поэтов, которых она любила, а композитор не очень. Иногда удавалось классика обмануть. Они дружили с 1912 по 1917 годы, потом это стало невозможно – Рахманинов эмигрировал, и даже писем писать было нельзя. Пять лет...
11 месяцев назад
Пародии на "Евгения Онегина". Часть 2
Часть 1 Читали ли вы одиннадцатую главу ""Евгения Онегина"? Уверена, что нет. А она написана. Правда, не Пушкиным. Давным-давно в программе "Что? Где? Когда" прозвучал вопрос, который покорил всех, даже не сумевших дать правильный ответ знатоков: "Этого актёра знают все, а вот имени его не знает никто". Судьба писателя, который написал одиннадцатую, пародийную, главу "Евгения Онегина", в этом смысле перекликается с участью неизвестного актёра. Его знали почти все представители старшего поколения, а вот имя его было известно далеко не всем...
11 месяцев назад
Пародии на "Евгения Онегина"
"Евгений Онегин" пользовался огромным успехом у читателей. Не успели выйти первые несколько глав - роман еще не был закончен, а уже появилась масса подражаний и даже пародии на произведение. По мнению исследователей, подобное явление было не только признаком увлечения романом, своеобразной моды на него, но и желанием освоить новое явление в литературе, новаторское содержание и открытия Пушкина в области формы. Среди подражателей были не только литераторы второго или третьего ряда. Например, первое подражание написал известный поэт А...
1 год назад
Почему Александр I благодарил Пушкина за стихотворение "Деревня", а вовсе не собирался отправлять за него поэта в ссылку
В 1819 году Пушкин посетил Михайловское. В этом же году он написал стихотворение "Деревня", в котором передал свои впечатления об этом чудесном уголке. Михайловское - родовое имение матери Пушкина, Надежды Осиповны. Впервые Пушкин приехал сюда в 1817 году. В автобиографических записках он пишет: Вышед из Лицея я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но всё это нравилось мне не долго. Я любил и доныне люблю шум и толпу ...
1 год назад
Каким таким "неуказанным товаром" торговали гости князя Гвидона?
В "Сказке о царе Салтане" купцы несколько раз посещают остров Гвидона. Они подробно рассказывают о своих торговых делах, и мы узнаем, что они торговали мехами (соболями, чернобурыми лисами), донскими жеребцами, булатом (продукцией металлургии и металлообработки). Булат - это особо прочная сталь, из которой изготавливали доспехи, холодное оружие, поэтому мы понимаем, что купцы торговали оружием. Кроме булата, возили на продажу чистое серебро и злато. "Чистое злато" - это натуральное золото, драгоценный металл в слитках и монетах...
318 читали · 1 год назад