Найти тему
Рязанский портал ya62.ru

«Малый бизнес в России готов к кризисам». Банк Уралсиб рассказал о помощи в пандемию

фото Павла Жданова, РБК
фото Павла Жданова, РБК

Сегодня сложно удивить кого-то услугами, которые оказываются онлайн. Во многом благодаря пандемии мир был вынужден быстро перестроиться, глобально уходя в цифровизацию. Не стали исключением и банки, которые плотно взаимодействуют со всеми сферами бизнеса. О том, как развивались взаимоотношения между ними и представителями небольших компаний в последние годы, как на это повлияла цифровизация и что ждет этот сегмент обслуживания в будущем, рассказал заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Евгений Абузов.

— Вопрос, который теперь можно считать традиционным: как пандемия повлияла на подход банка к взаимодействию с корпоративными клиентами? Что изменилось?

— Мы довольно быстро смогли перестроиться и построить новую модель обслуживания, которая больше фокусируется не на прямом, а на дистанционном взаимодействии с клиентами. Сюда относятся и взаимодействие через интернет-банк, который мы запустили спустя 4-5 месяцев после начала пандемии, и новый мобильный банк, и колл-центр, который совсем недавно был переведен на круглосуточный формат обслуживания, и службы поддержки, которые по телефону, через мессенджеры и всевозможные другие каналы общаются с клиентами. От банка, который фокусировался на прямых продажах и все свои усилия направлял на очное взаимодействие с клиентами, мы перешли к полной омниканальности.

Мы довольно сильно перестроили каналы привлечения новых клиентов: если раньше прямые продажи играли наиболее значимую роль, то сейчас их доля снизилась до 25-30%, уступив место различным формам дистанционного взаимодействия с клиентом.

Изменилась и модель обслуживания. Две трети клиентов уже не ходят в банк, закрывая с помощью дистанционного обслуживания все вопросы. Это самое основное изменение, и должен честно признаться, до 2020 года нам было немного страшно менять канал продаж, который до того момента работал довольно хорошо. Но пандемия не оставила выбора.

фото Павла Жданова, РБК
фото Павла Жданова, РБК

— Сейчас уже можно сказать, что опыт масштабной цифровизации оказался для Уралсиба успешным?

— Крайне успешным. В 2020 году мы перестроились и стали привлекать гораздо больше ИТ-специалистов в штат банка для того, чтобы разработка велась своими внутренними силами. В результате мы смогли достичь гораздо более сжатых сроков запуска новых продуктов: сейчас фактически каждые три месяца делаем новые релизы, как в мобильном, так и в интернет-банке. Мобильный банк мы смогли запустить за 5 месяцев. Доля пользователей этим сервисом выросла с 0% до 30% — это очень хорошие цифры. Мы знаем, что в прошлом году в среднем по банкам этот показатель составлял около 20%.

— Крупный, средний, малый бизнес — это очень разные сегменты. Как именно малый бизнес пережил коронакризис, и какими темпами восстанавливается?

— Довольно большую долю в балансе нашего банка занимает именно малый бизнес. Когда начался коронакризис, мы решили, что довольно лояльно будем относиться к текущим клиентам малого бизнеса, но несколько усложнили рисковую политику в отношении приема новых клиентов. При этом мы использовали как государственные программы поддержки МСБ, так и собственные программы по реструктуризации кредитов.

В итоге порядка 20% клиентов от нашего кредитного портфеля пришли за реструктуризацией на 180 дней, по нашим собственным программам сроки были длиннее. Вы понимаете, когда 20% портфеля приходит за реструктуризацией, ты начинаешь сомневаться в качестве этого портфеля, и становится тревожно. Но прошло 180 дней, и мы увидели, что практически все клиенты стали платить. Просрочка составила менее 0,2%.

Мы видим, что кредитующийся малый бизнес восстановился полностью, и на этом фоне довольно сильно раскрутили нашу рисковую политику. Вернее, даже не политику, а процессы с точки зрения кредитования. С начала 2021 года года мы выросли в кредитном портфеле по малому бизнесу примерно на 70% по сравнению с 2020 годом. И мы видим, что малый бизнес в России приспособлен к различным кризисам — у него есть определенный запас прочности.

Что касается мер поддержки. В первую очередь коронакризис коснулся так называемого сегмента B2C, который взаимодействуют напрямую с потребителями: потребители стали меньше покупать в розничной торговле, меньше пользоваться сферой услуг. Первое, что мы сделали — отменили различные формы комиссий в эквайринге, потому что этот сегмент в основном пользуется эквайринговыми продуктами.

Также мы предложили отдельные продукты для медицинской сферы. Тогда медицина фактически находилась на переднем крае борьбы с короновирусом, и эту сферу хотелось поддержать.

Довольно сильное воздействие пандемия оказала на туриндустрию, где в первые месяцы объем операций упал на девяносто с лишним процентов. Но потом рынок довольно быстро восстановился за счет того, что люди хоть и стали гораздо меньше ездить за рубеж, но получил развитие внутренний туризм.

В целом, отраслевое восстановление малого бизнеса было неравномерным. Есть отдельные отрасли, которые себя чувствуют просто прекрасно. Например, это отрасль продаж автомобилей, производства строительных материалов — здесь сейчас идет колоссальный рост прибыли.

фото Павла Жданова, РБК
фото Павла Жданова, РБК

— Многие банки ретранслировали государственные меры поддержки на своих клиентов, не создавая собственных предложений. Как Уралсиб помогал своим клиентам, какие меры были самыми популярными и востребованными?

— Основная мера, это, конечно, программа реструктуризации по 106-ФЗ, которой суммарно с нашими мерами поддержки воспользовалось порядка 20% клиентов банка. С точки зрения популярности это была самая основная мера. В остальных программах, именно государственных, мы не столь активно участвовали, но мы предлагали свои программы.

Из позитивного, должен сказать, что в 2021 году количество закрываемого бизнеса оказалось где-то в полтора раза меньше, чем в 2020 году. Если сравнивать количество открываемого бизнеса и закрываемого, то эта дельта положительная: открывается бизнеса больше, чем закрывается — мы смотрим за этим как за барометром по привлечению новых клиентов. За 9 месяцев этого года динамика, во всяком случае, в городах нашего присутствия, положительная. Мы видим тренд на восстановление, и он очень позитивный.

— Как поменялись запросы и потребности клиентов с точки зрения банковских продуктов и сервисов и почему?

— Как я говорил, в целом кредитование малого бизнеса растет очень бурными темпами — мы выросли на 70%. Такого темпа роста не было последние лет шесть, и, думаю, что год закончим со стопроцентным показателем роста. С точки зрения комиссионных продуктов, то по сравнению с 2020 годом «комиссионка» у нас выросла примерно на 27%, если смотреть помесячную динамику.

РЕКЛАМА

Ну и основной запрос — это запрос на дистанционные услуги, и мы очень активно сейчас работаем над тем, чтобы перенести максимальное количество продуктов в дистанционный формат. К сожалению, пока не все услуги можно получить таким образом. Но у нас есть «дорожная карта». Я надеюсь, что в течение полугода-года мы перенесем в цифру остатки тех услуг, которые сложно получить дистанционно.

— Вчера появилась новость что Банк Уралсиб выпустил новый пакет услуг «Макс». Расскажите о нем поподробнее.

— Мы приурочили этот пакет к старту нашей новой рекламной кампании вместе с Максимом Галкиным. И решили так символично называть - пакет «Макс». В пакет входит довольно большое количество услуг за довольно небольшую стоимость. В целом, нам кажется, что это очень выгодное предложение для малого бизнеса. Мы надеемся, что и для нас оно будет очень прибыльным, хотя и находится где-то на грани нашей рентабельности. Сложно назвать это мерой поддержки, но это точно очень интересное предложение для малого бизнеса.

— Как изменилась линейка продуктов банка за последние несколько лет, и на чем вы фокусируетесь, формируя предложение для бизнеса?

— Банк Уралсиб всегда был универсальным банком, и по сути вся продуктовая линейка всегда у нас всегда присутствовала. Поэтому сложно говорить о том, что появились какие-то новые продукты, которых мы раньше не продавали. Скорее мы собираем в отдельные пакеты предложений различные сервисы для разных индустрий.

Потому что потребности медицинской отрасли, например, очень сильно отличаются от потребностей розничной торговли. А потребности производственной компании отличаются от потребностей парикмахерской, потому что производственной компании не нужен эквайринг, а парикмахерская без эквайринга не может работать. И поэтому здесь скорее важен не запуск новых продуктов, а то, как как мы скомпоновали предложение для какого-то отдельного сегмента.

— Наблюдается ли какая-то «продуктовая диффузия»: когда продукты, которые предназначены для более крупных клиентов, начинаются пользоваться спросом у малого бизнеса?

— Я думал на эту тему, и мне кажется, что основной продукт, который наиболее ярко это покажет — это гарантии. Потому, что раньше банки выпускали гарантии только своим самым крупным клиентам, в которых были максимально уверены, и делали по ним довольно глубокий анализ. Потом этот продукт отдельные банки стали предоставлять сегменту малого бизнеса, там процесс начал строиться уже скорее не на анализе каждого отдельного клиента, а на анализе большого массива данных. Но средний бизнес еще не настолько хорошо покрыт этим сервисом, потому что такие компании — еще не большие и уже не маленькие. То есть из крупного сегмента услуга провалилась в малый, но не затронула средний бизнес. И мне кажется, это перспективная ниша для банков.

— Развивает ли Банк Уралсиб у себя цифровые сервисы и экосистемы? Как бы вы обозначили цели и задачи этих процессов?

— Изначально, как и большинство банков, мы были абсолютно офлайн с точки зрения обслуживания. Последовавшая трансформация из офлайна в онлайн продолжалась какое-то время, довольно сложно двигалась, мы старались понять, как выстраивать эти процессы. Если говорить про подходы, то мы хотели бы оставаться банком, который может взаимодействовать с клиентом как онлайн так и офлайн, но чтобы у клиента была возможность получать все продукты в цифровом формате или во всяком случае в дистанционном формате. К сожалению, пока не все можно перевести в цифру, но в дистанционный формат точно можно перевести все.

С точки зрения открытия счета, дистанционное обслуживание — это очень востребованный канал. С точки зрения платежей очевидно, что сейчас 98-99% платежей проходят через дистанционные каналы. И мы пытаемся сейчас понять тех клиентов, которые несмотря на возможность работы дистанционно, все равно хотят обслуживаться офлайн. У таких клиентов есть свои потребности, и пока они есть, мы должны им дать такой сервис, но нужно понять, почему их что-то не устраивает.

Что касается экосистем, то своей целью мы скорее видим скорее развитие партнерства по отдельным продуктам. И если возвращаться к вопросу о нашей модели бизнеса — мы стараемся фокусироваться на отдельных нишах и понимаем, что в этих отдельных нишах у нас могут быть совершенно иные партнеры, чем у абсолютного большинства других банков.

— Вы говорите о двукратном росте клиентской базы в этом году. Откуда пришли эти люди?

— Тут есть рост за счет нового бизнеса. Есть клиенты, которых мы привлекаем на кредитные продукты. Но нужно понимать, что никто клиента не уводит. Ситуация, как и в розничном бизнесе: если спросить большинство людей, то в их визитницах будет лежать 3-4 платежные карты различных банков. Поэтому сложно сказать, что вы какого-то клиента отобрали у конкурента.

Здесь важна доля твоих продуктов в кошельке. Фактически конкуренция на рынке достигла такого уровня, что никто не перетаскивает клиента из одного банка в другой, скорее рынок старается увеличить количество банковских предложений для одного клиента. За счет этого клиент может выбирать: один вид продукта он берет в одном банке, другой вид — в другом, и в итоге остается доволен банковским обслуживанием в целом.

фото Павла Жданова, РБК
фото Павла Жданова, РБК

— Как менялась за время пандемии кредитная политика банка в отношении корпоративных клиентов, сегмента малого бизнеса?

— В течение небольшого периода в 2020 году мы «закручивали гайки» для кредитования, очень внимательно наблюдали, как последствия пандемии скажутся на наших клиентах. В целом, я не могу сказать, что потом мы «раскрутили» нашу кредитную политику и стали реализовать ее более агрессивно. Скорее можно отметить, что большое количество клиентов банка избежали негативных долгосрочных последствий пандемии, и у них появились новые бизнес-модели, по которым можно кредитовать.

Если речь вести о малом бизнесе, то у нас много решений принимается скорингом, в том числе и при использовании каких-то залоговых продуктов. Мы видим, что предприниматели достаточно верят в свой новый бизнес, чтобы закладывать имущество компании и свое собственное.

— Были отдельные стоп-листы по отраслям?

— Когда была пандемия, мы не делали стоп-листы, а меняли требования к заемщкам из отдельных индустрий. Мы не переставали их кредитовать, но при этом более сфокусировано смотрели на компании, которые приходят к нам за кредитами. Пример из той же самой туристической отрасли. Если посмотреть на 2020 год, то весь малый бизнес, который находился в Сочи и Адлере, и практически на всем побережье Краснодарского края, стал себя чувствовать гораздо лучше, чем в 2019 году. И не кредитовать эту отрасль было бы неправильно с точки зрения бизнеса, мы понимали, что объемы выручки и прибыли у них стали гораздо больше, чем раньше. Конечно, мы их начали кредитовать.

— Как «Уралсиб» относятся к начинающим предпринимателям с точки зрения кредитования, специальных продуктов, программ поддержки, сервисов для стартаперов?

— Если говорить про транзакционное обслуживание — у нас есть пакеты, которые позволяют бесплатно открыть счет и бесплатно его обслуживать. Это, на наш взгляд, является формой поддержки МСБ с точки зрения транзакционного бизнеса. С точки зрения кредитования, для нас, как для банка, который должен возвращать вкладчикам деньги, есть определенные риск-политики, и бизнес, у которого срок существования менее 6 месяцев, мы, конечно, не кредитуем. Ждем, пока его бизнес-модель устоится, пока сформируется понимание того, что бизнес является относительно стабильным. Только после этого начинаем кредитование. Правда, в первые шесть месяцев многие представители малого бизнеса обращаются за кредитными продуктами как физические лица. И если у них достаточно хорошая кредитная история для того, чтобы прокредитоваться как физлицо, то они приходят в банк.

— Как будет развиваться банковский бизнес в сегментах, которые мы сегодня рассматривали, ближайшие год, три и пять лет? Расскажите о перспективах развития обслуживания корпоративных клиентов.

— Абсолютно точно продолжится текущий тренд: мы все больше и больше будем уходить в дистанционный и цифровой форматы. У нас уже порядка 98% клиентов пользуются услугами интернет-банка. И мы понимаем, что доля клиентов, которые пользуются мобильным банком, будет расти, и возможно, выйдет на уровень пользования мобильным банком у физлиц.

Вряд ли мы перейдем к концепции полного mobile only, когда нет интернет-банка, а есть только мобильный банк. Возможно, это коснется только кого-то отдельного сегмента, например, нижнего сегмента малого бизнеса, где у предпринимателя нет сотрудников и ему не нужен интернет-банк, он пользуется только мобильным устройством.

Вот что точно произойдет: банки будут кредитовать малый бизнес с помощью моделей, которые используются при кредитовании физических лиц. Появляется все больше продуктов, которые основываются не на индивидуальном анализе, а на скоринге. И скоро такие модели оценки риска начнут переходить от клиентов-физиков к юридическим лицам.

Также абсолютно точно мы видим, что у клиентов идет большой переход из офлайновых моделей бизнеса в онлайн. Я надеюсь, что это продолжится и дальше, и тоже станет большим трендом — сместится продуктовый ряд и появится больше новых продуктов, настроенных на финансирование онлайн-бизнеса, предоставление транзакционных услуг для онлайн-бизнеса и так далее. Мы с интересом смотрим в этом направлении.

ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (генеральная лицензия Банка России №30 от 10.09.15)

Подписывайтесь на крупнейший новостной Telegram-канал Рязани!