Художник, литератор, архитектор, да и в принципе любой мужчина творческой профессии должен быть женат. Обязательно. Ведь счастливый брак — залог душевного равновесия. Вдохновения, работоспособности, раскрытия всяческих потенциалов. Ну, а неудачная женитьба — гарантия философского взгляда на жизнь. А что? Тоже ведь неплохой вариант для стимуляции творческого роста...
Подобную мысль добрых две с половиной тысячи лет назад высказал великий Сократ. Но вряд ли именно он был первым женатым человеком, который так рассуждал. Согласитесь, дорогой читатель: наверняка какой- нибудь художник-миноец, живший вдвое раньше Сократа, уже тогда удивлял окружающих меланхоличным, глубоким, философским стилем своих работ. По крайней мере — относительно ритуально-праздничных картин его коллег.
Любуясь красно-синими фресками кносского дворца, сограждане наверняка восхищались: «Сами боги наградили его бездонным воображением и невероятным трудолюбием!» А на самом деле художнику просто хотелось убежать подальше от суровой реальности. Забыться в параллельном мире искусства. И очень не хотелось идти домой. Ведь дома — жена...
Как-то раз художница Мари-Женевьева Бульяр решила написать себя в образе любимой куртизанки легендарного полководца Перикла по имени Аспасия. Что же, прекрасный выбор для дамы, желающей «пофлиртовать» с общественным мнением и лишний раз привлечь внимание к своей персоне. Сама по себе композиция вышла удачной. В меру интригующей, достаточно эстетичной, приятной глазу и уму. Вот только символизм полотна получился куда более глубоким, чем задумывала его создательница. Точнее — совсем не получился.
Поставив себя любимую на место Аспасии, художница невольно «примерила» черты характера выдающейся древнегреческой авантюристки, игравшей роль настоящего «серого кардинала» своей эпохи. И закономерно «не потянула» эту роль. По воле Аспасии — эффектной женщины (сохранившиеся изображения ее облика не дадут мне соврать), дерзкой интриганки и блестящего оратора — развязывались войны, заключались союзы и проводились реформы. Менялись судьбы целых стран. А Сократ, водивший с нею весьма близкие отношения, даже научил её своему «фирменному» методу дискуссии. Чем немало способствовал становлению в роли знакового политика золотого века Эллады.
Аспасии посвящали поэмы, статуи и спектакли. Она одна воплощала в себе обе части великого изречения своего близкого друга-философа, с которого мы начали данную статью. На фоне её благосклонности лишь резче и злее проступают сквозь Время черты характера сварливой Ксантиппы, супруги Сократа, не проронившей по нему и слезинки. И ярче выглядит зарево великой трагедии жизни отца-основателя афинской демократии Перикла, бросавшего к её ногам плоды своих побед... Единственная же заслуга Мари-Женевьевы Бульяр на момент написания сего полотна: упрямая приверженность классицизму. И не более того. Честное слово: для салонной художницы писать саму себя в образе дерзкой вершительницы судеб героев и мудрецов — такая же граничащая с шуткой затея, как маляру-штукатуру заказывать собственный портрет в образе Пикассо.
Так за что же комитет Парижской выставки 1795 года наградил эту картину поощрительным призом? На мой скромный взгляд, в ней нет абсолютнейше ничего, кроме уютной жанровости, умело «просчитанного» света да приятных глазу контрастов... И тем не менее, я вынуждена время от времени сталкиваться с этой нелюбимой картиной «нос-к-носу». Ибо не так уж много произведений женщин-живописцев 18 века имеют сегодня статус всемирно значимых.
Знаете, дорогой читатель: эта полотно действует на меня, как вид нелюбимой жены — на её супруга. Сам факт известности и успеха данной картины настраивает меня на минорно-философский лад. И тем сильнее хочется поскорее позабыть о ней и обратиться к другим, куда более интересным и глубоким работам той же госпожи Бульяр. Прямо как старине Сократу — удрать от нелюбимой жены Ксантиппы, чтобы оказаться рядом с обожаемой Аспасией.
🎯 Автор: Лёля Городная. Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!
#культура #изобразительное искусство #современное искусство #искусство