Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

"Повторяет одни и те же ошибки из работы в работу". Что делать и как отрабатывать ошибки правильно

Оглавление

Частая ситуация в письменных работах по русскому языку: ошибся, зачеркнул, исправил, а потом забыл и в следующей работе допустил ту же самую ошибку. И в следующей тоже.

Прошло время, а ребенок как писал Жы-Шы, трОва и кАрова, так и пишет.

Расскажу, как исправить эту ситуацию, как делать работу над ошибками правильно и грамотно, чтобы запомнить орфограмму раз и навсегда.

Во-первых, нужно тренировать свою память.

Чтобы запоминать то, что делал, свои ошибки и то, что исправил. Упражнений для тренировки памяти много. Классическое - это заучивание стихов.

Ссылка на ещё одно упражнение будет в конце публикации.

Во-вторых, научиться запоминать ошибки разными способами.

Я обычно использую три способа. Все дети разные и не всегда подходит один конкретный способ на всех.

Первый традиционный способ работы над ошибками

Именно его используют учителя.

  • Когда букву ребенок пропускает, заменяет или это незнакомая для него орфограмма, нужно прописать это слово правильно несколько раз всю строчку.
  • Если ошибка в словарном слове, то прописываем его всю строчку или подбираем несколько однокоренных слов. Подчёркиваем буквы, которые надо запомнить, ставим ударение.
  • Если ребенок допускает ошибку в слове и орфограмму можно проверить, то записываем через тире проверочное слово, подчеркиваем орфограмму.
  • Когда орфограмму можно объяснить, то записываем слово правильно, подбираем любое слово с этой же орфограммой.
  • Если ошибки в оформлении, то переписываем предложение или текст правильно, подчеркиваем места, где были ошибки.
У этого метода есть свои минусы. Ученики плохо запоминают свою работу над ошибками и в диктантах и упражнениях снова и снова допускают одни и те же ошибки.

Второй способ - придумываем предложения

Именно этот метод я чаще всего использую, и он показывает наилучший результат.

Заключается он в том, что ребенок не переписывает одни и те же слова всю строчку и не подбирает проверочных, а просто придумывает предложения с теми словами, в которых допустил ошибку.

Если предложение составить для него сложно, то пусть придумывает словосочетание. Обычно такое задание дети воспринимают лучше, чем когда я заставляю всю строчку писать одно слово. Они ещё стараются придумать предложение покороче, чтобы вышло не на всю строку. А в процессе допускают ещё несколько ошибок. А значит, есть повод провести работу над ошибками и в этих словах, которые они придумали сами.

Единственное условие: предложение должно быть интересное и оригинальное, можно даже глупое. Так ребенок точно запомнит орфограмму.

Например: ошибся в слове "будущий", написал "будующий". Придумывает предложение: "Машина времени перенесла меня в будущий 604568953632 год".

Третий способ - мнемотехника и органы чувств

Мнемотехника для запоминания словарных и других слов. Фото автора.
Мнемотехника для запоминания словарных и других слов. Фото автора.

Метод графических ассоциаций, когда орфограмма рисуется учеником в виде образов, схематических рисунков. Например, на фото "аллея" - буквы "л" в виде деревьев, "мороз" - буква "о" в виде снежинки, "яблоко" - буквы "о" в виде яблок.

Такой метод очень эффективный и используется некоторыми учителями. Минусы в том, что не все дети любят рисовать и не все сразу могут придумать образ для буквы. Но тот мозговой процесс, используемый при продумывании образа буквы, даёт огромный плюс - ребенок орфограмму запоминает надолго. Ведь он так долго думал, какой рисунок нарисовать.

Способ графических ассоциаций в рисунках учеников. Фото автора
Способ графических ассоциаций в рисунках учеников. Фото автора

Также можно использовать смешное упражнение " УУППП". То есть Увидь, Услышь, Понюхай, Потрогай, Попробуй слово с ошибкой. В этом упражнении мы задействуем все органы чувств.

Суть в том, что слово с ошибкой проходит через наше представление. Например, слово "яблоко" Увидь - оно круглое красное, наливное, Услышь - можно представить, что яблоко падает на пол со стуком или хруст яблока при откусывании, Понюхай - оно сладко пахнет, Потрогай - гладкое, Попробуй - вкусное, сладкое или кислое. Мы просто смотрим на слово с ошибкой и представляем его через "УУППП".

Минус в том, что не все слова можно так представить. Глаголы и прилагательные как представлять? Поможет фантазия. Например, "жёлтый" - что может быть жёлтым? Может быть, цветок или солнце?

Когда человек задействует разные органы чувств, то он запоминает любую информацию лучше и на всю жизнь.

Эти три способа помогут вам правильно выстроить работу над ошибками. А ребенок будет выполнять такие упражнения с радостью. Но самое главное - он уже не будет повторять одни и те же ошибки из работы в работу. Пробуйте и выбирайте то, что подойдёт именно вашему ребенку.

Ставьте "лайк", если было полезно. Делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на канал.

Вам может быть полезно и интересно: