Найти тему
House of history

Поводы делающие уйгурский народ одним из величайших на равне с египтянами.

Оглавление

Уйгуры являются одними из древних тюркских народов и помимо этого так же являются одним из великих народов мира, которые привнесли свой мощный вклад в развитие тогдашнего мира. Ведь в свое время уйгуры зарекомендовали себя как как народ строители цивилизации, их культура сильно оказало заметное влияние на культуру соседних народов. История уйгурского народа очень богата и полна всего того, что прошел сам уйгурский народ и что и сделало его народом имеющим множества заслуг.

История и формирование уйгур как нации.

Изображение уйгурского правителя государства Кочо (IX—XIII вв.)
Изображение уйгурского правителя государства Кочо (IX—XIII вв.)

Уйгуры как народ начал свое формирование изначально как кочевые племена входившие в состав державы Гуннов. В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III—IV вв. уйгуры входили в объединение, которое в китайских хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется их новое название этого союза — теле. В последствии значительная группа племён теле откачевала на запад, в степи современного Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны другими тюркскими племенами и вошли в состав их государства. Основные земли теле тогда находились в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). В последствии племена токуз-огузов входили в состав Жужаньского каганата и Тюркского каганата.

Карта Уйгурского каганата.
Карта Уйгурского каганата.

Окончательный процесс этнической консолидации и формирование уйгуров как нации завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата (630 г.) Именно в этот период уйгуры выступили как моща политическая сила, которую возглавил род яглакар. Все это в последствии привело образованию первого Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата так же встали каганы из уйгурского рода яглакар. Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство.
На протяжении истории уйгурами было создано еще два государства Уйгурское идыкутство ( Кочо) и Уйгурское Ганьсуйское государство.

Уйгурское Турфанское идыкутство.

Уйгурское Турфанское идыкутство образовалась в результате распада Уйгурского каганата. Под управлением династии уйгурских идыкутов. Само государство находилось в центре Великого шелкового пути, что стало одной из причин быстрого экономического взлета уйгурского государства. Существовало высокоразвитое земледелие, тому позволяли благоприятными географические условия. Было развито хлопководство и шелководство. Государство так же славилось среди соседей качественной обувью, одеждой и военными снаряжениями.

Карта Уйгурского Турфанского идыкутсва ( Кочо).
Карта Уйгурского Турфанского идыкутсва ( Кочо).

Торговля стала одной из развитых сфер Турфанского государства это было обосновано высоким уровнем развития уйгурского народа. Товары из Турфана были популярны в Китае и в государстве Киданей.

Не менее более развитой сферой Уйгурского Турфанского государства так же являлось культура, которая очень хорошо распространялось вместе с развитой торговлей.

Религии в Турфанском государстве сыграли очень важную и значительную роль, ее роль очень хорошо прослеживалась в культуре страны.В государстве идыкутов существовало два главенствующих религии христианское манихейство и буддизм, ранее манихейство располагало главенствующим положением но с появлением буддизма он начал занимать второстепенное положение но все же занимал важное положение в стране. Развитие и процветание буддизма в период Турфанского идыкутства превратили районы Турфана в один из крупных культурных центров Центральной и Восточной Азии, а многие буддисткие монахи приобретали большой авторитет в государстве и им даже доверялись титулы послов в других странах.

Другой не менее важной религией Турфанского Идыкутства являлась манихейство, которое местными жителями называлась «Мани». Манихейская религия в 762 г. была утверждена в качестве государственной религии Уйгурского каганата, и это продолжалось вплоть до образования Уйгурского Турфанского идыкутства, так как эта религия имела благоприятные возможности для своего развития. Манихейство защищалось государством на ровне с буддизмом т.к последователей манихейства было довольно много.

В период Турфанского идыкутства также было высоко развито искусство музыки и танца. Оно было особенно развито в Кучарском оазисе. Многие музыканты, выросшие в этом районе, распространяли свое искусство во внутреннем Китае, и далее в Японии, Корее и других районах Восточной Азии. Музыкальное искусство Кочо, Кучара и Кашгара в последние времена создало могучую основу для формирования и развития уникальных шедевров музыкального искусства - 12 уйгурских мукамов. Вместе с тем уйгурское музыкальное искусство также оказало большое влияние на искусство Китая.

Староуйгурская письменность.

В период Турфанского идыкутства уйгурами была даже создана своя собственная письменность, который состоял из 22 букв. Староуйгурская письменность была создана на основе согдийского письма, но была адаптирована уйгурами под тюркскую фонетику. Инициатором создания староуйгурского письма был каган Моян-Чур.На нем были созданы многочисленные литературные произведения: стихи, песни, пословицы, басни, поговорки, религиозные предания, драмы, а также буддийские номы и произведения манихейского содержания. В VIII-XIII вв староуйгурское письмо широко распространилось среди тюркоязычных племен Центральной Азии, также с началом монгольских завоеваний староуйгурское письмо начали использовать монголы и маньчжуры.

Пример староуйгурского письма.
Пример староуйгурского письма.

С созданием собственной письменности свое бурное развитие получила и литература. Стихотворения на уйгурском языке, созданные в Кочо, судя по содержанию, отражают реальную жизнь и посвящены самым разным аспектам светской жизни. К стихам религиозного содержания относятся стихи, основанные на философских воззрениях буддизма и манихейства. В художественном отношении стихи были написаны на высоком уровне[. При их написании авторы умело пользовались красивыми образными выражениями, различными стилистическими средствами. Стихотворения эти базировались на глубоких философских размышлениях.

Роль уйгуров в Монгольской империи.

Уйгуры имея богатый опыт в управлении государствами чаще занимали и назначались на различные должности в Монгольской империи. И со своими должностями они справлялись прекрасно так например управление монгольскими владениями, лежащими на юг от Амударьи, было поручено уйгуру Куркузу, который привел в порядок дела Хорасана и Мазендарана. Поручались же уйгурам такие работы в управлении государством и канцелярией в силу того, что в те времена среди уйгур было очень много образованных людей.
Занимавшие государственные посты Монгольской империи уйгуры были мудрыми политиками, искусными дипломатами, знающими все тонкости военного дела и полководцами, известными путешественниками и мореплавателями, знаменитыми зодчими, учёными, переводчиками, поэтами, историками, каллиграфами, художниками, музыкантами.

Законы монгольской империи, поручения-ярлыки, писались уйгурским письмом на монгольском языке. Если входившее в состав Монгольской империи государство Ильханов использовало как уйгурское, так и персидское письмо, то в государстве Чагатая и в Золотой Орде официальным государственным языком был уйгурский язык, а государственным письмом - уйгурская письменность. Монголы государства Чагатая и Золотой Орды были ассимилированы уйгурами, татарами, кыпчаками и приняв тюркские черты, одновременно приняли Ислам . Языком общения между монгольскими ханами, монгольскими беками, языком ,использовавшимся во время официальных приемов и переговоров был уйгурский язык.

История уйгурского народа очень богата и интересна различными событиями и их достижениями на основе, которых можно вполне заявить, что уйгуры являются народом имеющим множество заслуг т.к привнесли значимый вклад в развитие мира а их культура оказывала большое влияние на соседей.