Найти тему

Экскурсия в Большой театр

Часть вторая.

Те, кто прочитал первую часть моей публикации, помнит,что после осмотра Бетховенского зала и нескольких фойе театра, мы направились в зрительный зал Исторической сцены...

Зрительный зал Исторической сцены. Ярусы

Сначала мы зашли в ложи рядом с Императорской. Если смотреть на зрительный зал со стороны сцены, то все ярусы кажутся одинаковыми. Но тот, который находится на уровне Императорской ложи, называется бельэтажем. А ярус над ним называется первым. Нас привели в ложи 13, 14 и 15 правой стороны бельэтажа. Вид с этого места почти соответствует лучшему виду, то есть виду из Императорской ложи.

Ложи бельэтажа правой стороны
Ложи бельэтажа правой стороны

Затем все поднялись на балкон 4-го яруса, являющегося верхним уровнем зрительного зала. Именно здесь расположены те самые места с почти нулевой видимостью, со стоимостью 100-200 рублей о которых я упоминал в первой части. В билетах туда так и пишут «неудобные места». Это стоячие места в дальних краях балкона с кушетками для отдыха.

Почему же эти места востребованы? Дело в том, как рассказала экскурсовод, зал имеет такую особенность: чем выше, тем лучше акустика. Поэтому, я думаю, билеты сюда приобретают, кроме студентов, истинные ценители музыки, которые получают удовольствие от звучания, а само действие для них вторично, либо они его уже видели. Или такие как я, желающие окунуться в атмосферу Большого театра.

Особого внимания заслуживает люстра. Она здесь с 1863 года. Её вес больше 2-х тонн, высота 8,5м. Изначально, как и другие светильники театра до электрификации, была газовой. Стеклянные плафоны от высокой температуры часто лопались и, соответственно, сыпались на людей, сидящих в партере. Поэтому, места там не считались хорошими. С проведением электричества эта проблема исчезла. При проведении последней реконструкции выяснилось, что около половины элементов восстановлению не подлежат и были заменены. Но остальные элементы являются оригинальными, из 19-го века.

До газовой, на её месте, висела масляная люстра. Для обслуживания она поднималась наверх, где было специальное отверстие. Оно также использовалось как вентиляционное, для отвода тепла светильников. При проведении спецмероприятий, на люстре, за счёт заказчика, устанавливались свечи.

Теперь раз в год, в августе, когда в Москве «мёртвый театральный сезон», люстру опускают вниз, где её обслуживают.

Зрительный зал Исторической сцены. Партер.

В конце экскурсии мы спустились в партер.

По словам экскурсовода, зал имеет форму скрипки, сужаясь к сцене, затем расширяясь. Честно говоря, я это не увидел. Позже, рассматривая фотографии, обратил внимание, что ложи, находящиеся у самой сцены, немного сужают пространство. Наверное, именно это имелось ввиду.

На полу можно увидеть круглые решётки. Под полом находится воздушная подушка, и эти отверстия, как в гитаре, резонируют звук. Я бы и о форме зала тоже сказал, что похож на гитару, но Большому театру ближе скрипка, хотя резонатор у скрипки в форме латинской буквы f.

Пол зала имеет небольшой наклон вперёд, в том числе, и для улучшения эффекта резонанса, а не только для лучшей видимости с дальних рядов.

Вид на ярусы из партера
Вид на ярусы из партера

Сцену в ходе, последней реконструкции, сделали так, чтобы она могла наклоняться в сторону зрительного зала. Эту функцию обычно применяют для классической хореографии. Зрителям партера так удобнее смотреть спектакль. Со слов экскурсовода, балерины рассказывают, что при наклоне прыжок сверху вниз, в сторону зала, получается более эффектным. Но прыжок в сторону задника сцены, снизу вверх, становится тяжелее. Для опер и современных балетов сцену оставляют без наклона.

Оркестровую яму тоже сделали необычной. Её пол может опускаться или подниматься при необходимости. Причём поднимается до уровня пола зрительного зала. Перегородка также может опускаться. И на это место можно поставить несколько дополнительных рядов кресел.

Как вы обратили внимание, в это время шла репетиция балета. С одной стороны повезло, смогли увидеть творческий процесс создания спектакля. Но думаю, что это происходит почти ежедневно. Поэтому вероятность попадания на репетицию во время экскурсии высока. И это как раз создаёт некоторые неудобства, как артистам (мы хоть и старались вести себя потише, были источниками ненужных звуков), так и нам (постоянно включалась фонограмма, которая заглушала слова экскурсовода, и ей приходилось делать паузу). Но это неизбежность, с которой всем приходится мириться. Для театра это дополнительный источник дохода, а для нас возможность почувствовать театральную атмосферу.

Императорская ложа
Императорская ложа

Вот таким получилось моё посещение Большого театра. Я как смог попытался передать своё впечатление от него. Если не трудно, напишите, что вы об этом думаете. Очень нужны оценки, как положительные, так и отрицательные, чтобы понять, продолжать или нет.