Писать о ком либо, вообще - сложно. Тщательно выбирать персонажа эпоху, просматривать источники.
Об этой женщине писали много, и много говорили, ведь она была одной из первых дам российской империи. Ольга Константиновна Орлова – Давыдова, племянница генерала Скобелева, фрейлина императрицы Александры Федоровны, хозяйка светского особняка на Мойке, с роскошным, музейным интерьером, поблизости от дворца Юсуповых…..
Она родилась еще при Александре Втором, в Карлсруэ, в ноябре 1872 года, в одном из богатейших семейств России, а умерла в1923 году, во Франции, в Париже, когда ее империи, ее родины, ее фамилии, уже не существовало и в помине.
Нина Симоненко, православный историк - исследователь, пишет об Ольге Константиновне, кратко и емко:
«Княгиня Орлова была, несомненно, самой выдающейся фигурой петербургского большого света. И хотя она не была красавицей, но выглядела до того грациозно, что ее невозможно было не заметить в обществе», - так писали о ней «Санкт-Петербургские ведомости».
Это была женщина-орхидея, она отличалась той особой «породистостью», что «чеканилась» в течение столетий, от поколения к поколению. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы.
«Она была аристократкой, причем той самой, породистой, которую не стыдно было принимать на придворных балах…»вспоминал о ней художник А. Н. Бенуа.
В 1914 году княгиня Ольга Орлова содержала свой большой лазарет в Царском Селе. Ее имя в то время часто упоминается в Энциклопедии благотворительности Санкт-Петербурга, отчетах всяких комитетов.
Чета Орловых принадлежала к самому близкому окружению императорской семьи, о княгине сохранились записи в дневнике вдовствующей императрицы Марии Федоровны. После революции и крымских событий Орловы покинули Россию на корабле «Мальборо» вместе со вдовствующей императрицей и другими членами императорской фамилии.
Жизнь на чужбине для княгини оказалась несладкой. Тоска по родине, уход мужа к другой женщине рано свели хрупкую княгиню в могилу.
49-летняя княгиня О.К. Орлова упокоилась на французском кладбище Samois-sur-Seine. Ее могила, хоть и заброшенная, с заржавевшей оградой, сохранилась до наших дней.»
****
Да. Все верно. Княгиня во всем следовала веяниям последней моды и все ее наряды, создавали изысканно модный, слегка карикатурный, образ начала двадцатого века, слегка капризный изящный, прелестный, теперь навсегда и прочно забытый… Княгиня Ольга участвовала в знаменитом костюмированном романовском балу 1913 года, ее расшитый жемчугом парчовый костюм очаровал всех, ошеломил, о княгине все шептались и говорили, как о дерзкой моднице, кокетке, тщеславной красавице.,
Но лишь художник - миниатюрист Василий Зуев, создавший редкостно -прелестный портрет Орловой - миниатюру на слоновой кости, (1905 год) смог уловить тонкую, одухотворенную хрупкость ее натуры, облика, пленительную и ясную искренность души, которая могла сломиться от переживаний, горестей прежде времени, как на самом деле и случилось.
Княгиня Ольга Константиновна умерла от рака, угасла в мучительных страданиях, ее радовало в Париже лишь дружеское окружение и семья сына, который был женат на императорской кузине, княжне Надежде Петровне Романовой.
Напоминает о "русской орхидее" лишь знаменитый, слегка карикатурный, портрет В. Серова, на котором она похожа на изысканную бабочку, готовую упорхнуть или больше на карикатуру на самое себя, и Ольгина улица, на Крестовском острове, где когда то сиял огнями ее особняк, протекала в блестящем волнении ее жизнь.…