Найти тему
Архивариус Кот

«За ним несётся Всадник Медный»

И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжёлым топотом скакал.

Знаменитые строки рисуют, казалось бы, жестокую расправу «властелина судьбы» над «маленьким человеком». Правда, у меня всегда возникал вопрос: а не было ли всё это просто бредом обезумевшего человека? Вчитаемся:

Показалось

Ему, что грозного царя,

Мгновенно гневом возгоря,

Лицо тихонько обращалось...

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой —

Как будто грома грохотанье —

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

И, озарён луною бледной,

Простёрши руку в вышине,

За ним несётся Всадник Медный

На звонко-скачущем коне…

«Показалось», «слышит» - а видит ли? И ещё один вопрос: чем кончилась эта погоня? Как-то принято сразу после неё вспоминать смерть Евгения, «хладный труп» которого был найден на «острове малом» (дескать, загнал его туда Всадник, вот и умер, обессилев). Но ведь у Пушкина между этими фрагментами есть ещё один:

И с той поры, когда случалось

Идти той площадью ему,

В его лице изображалось

Смятенье. К сердцу своему

Он прижимал поспешно руку,

Как бы его смиряя муку,

Картуз изношенный сымал,

Смущённых глаз не подымал

И шёл сторонкой.

То есть между той ночной погоней и смертью Евгения прошло какое-то время, и, возможно, немалое! Я позволю себе провести, наверное, довольно смелую параллель. Вспомним легенду о Дон Жуане и статуе Командора. Во всех её интерпретациях (в том числе и в пушкинском «Каменном госте») страшное наказание последовало незамедлительно, тогда как здесь…

Наверное, действительно Евгений сам смертельно испугался собственной дерзости. Вспомним: герой поэмы случайно оказывается там, где он пережидал бедствие; до этого «его терзал какой-то сон», а сейчас «прояснились в нём страшно мысли». Пушкин почти дословно повторяет строки – то, что было тогда, и то, что он видит теперь:

…над возвышенным крыльцом

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые –

- На крыльце

С подъятой лапой, как живые,

Стояли львы сторожевые

-2

и:

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне -

- Над ограждённою скалою

Кумир с простёртою рукою

Сидел на бронзовом коне.

-3

И вот тогда, узнав и вспомнив всё,

Кругом подножия кумира

Безумец бедный обошёл

И взоры дикие навёл

На лик державца полумира…

…И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой чёрной,

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..» И вдруг стремглав

Бежать пустился.

«Словарь языка Пушкина» объясняет нам значение этих обрывочных слов: «добро» используется, в частности, «при выражении угрозы в значении “так”, “хорошо же”», «ужо» «употребляется как угроза в значении “вот будет время”, “дай срок”». Как ни безумен Евгений, но понять всю дерзость своего выступления он может.

Как относится Пушкин к своему герою? Слово «бедный», очень часто применяемое им к Евгению, употребляется поэтом в основном в значении «несчастный, вызывающий сострадание». Однако, сочувствуя герою, осуждает ли он «строителя чудотворного»?

Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Мне уже в комментариях много написали о Петре Первом, о Петербурге… Отзывы самые разные – от восхищения до самого сурового осуждения. Кто тут прав? Наверное, каждый по-своему (не считая, конечно, сторонников пресловутой «версии» о подмене царя, о которой всерьёз и говорить не хочу).

Кроме того, нужно, конечно, вспомнить и о том времени, когда писалась поэма, и о том образе Петра, который появлялся на страницах других авторов…

Так что – до следующего раза!

В статье использованы иллюстрации А.Н.Бенуа

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь