И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал.
Знаменитые строки рисуют, казалось бы, жестокую расправу «властелина судьбы» над «маленьким человеком». Правда, у меня всегда возникал вопрос: а не было ли всё это просто бредом обезумевшего человека? Вчитаемся:
Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось...
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне…
«Показалось», «слышит» - а видит ли? И ещё один вопрос: чем кончилась эта погоня? Как-то принято сразу после неё вспоминать смерть Евгения, «хладный труп» которого был найден на «острове малом» (дескать, загнал его туда Всадник, вот и умер, обессилев). Но ведь у Пушкина между этими фрагментами есть ещё один:
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущённых глаз не подымал
И шёл сторонкой.
То есть между той ночной погоней и смертью Евгения прошло какое-то время, и, возможно, немалое! Я позволю себе провести, наверное, довольно смелую параллель. Вспомним легенду о Дон Жуане и статуе Командора. Во всех её интерпретациях (в том числе и в пушкинском «Каменном госте») страшное наказание последовало незамедлительно, тогда как здесь…
Наверное, действительно Евгений сам смертельно испугался собственной дерзости. Вспомним: герой поэмы случайно оказывается там, где он пережидал бедствие; до этого «его терзал какой-то сон», а сейчас «прояснились в нём страшно мысли». Пушкин почти дословно повторяет строки – то, что было тогда, и то, что он видит теперь:
…над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые –
- На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые
и:
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне -
- Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.
И вот тогда, узнав и вспомнив всё,
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошёл
И взоры дикие навёл
На лик державца полумира…
…И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой чёрной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился.
«Словарь языка Пушкина» объясняет нам значение этих обрывочных слов: «добро» используется, в частности, «при выражении угрозы в значении “так”, “хорошо же”», «ужо» «употребляется как угроза в значении “вот будет время”, “дай срок”». Как ни безумен Евгений, но понять всю дерзость своего выступления он может.
Как относится Пушкин к своему герою? Слово «бедный», очень часто применяемое им к Евгению, употребляется поэтом в основном в значении «несчастный, вызывающий сострадание». Однако, сочувствуя герою, осуждает ли он «строителя чудотворного»?
Наверное, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Мне уже в комментариях много написали о Петре Первом, о Петербурге… Отзывы самые разные – от восхищения до самого сурового осуждения. Кто тут прав? Наверное, каждый по-своему (не считая, конечно, сторонников пресловутой «версии» о подмене царя, о которой всерьёз и говорить не хочу).
Кроме того, нужно, конечно, вспомнить и о том времени, когда писалась поэма, и о том образе Петра, который появлялся на страницах других авторов…
Так что – до следующего раза!
В статье использованы иллюстрации А.Н.Бенуа
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь