Найти тему

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ: ЧТО ЭТО И КАК НАЧАТЬ? Часть 1

Стремительно пустеющий кошелек – это плохо. Еще печальнее, когда он становится пустым неожиданно. В семьях с доходом от 100 тысяч рублей никогда нет денег на крупные покупки, полноценный отдых. Предотвратить эту беду можно, если прибегнуть к системе планирования бюджетов. Кто нуждается в бюджетировании и как реализовать его, рассказываем в этой статье.

Что такое бюджетирование и кому это нужно?

Сначала разберемся с понятиями. Если кратко, то бюджет — это совокупность всех доходов и расходов семьи (компании). А бюджетирование – процесс составления финансового плана на конкретный период, контроль его исполнения. По сути, бюджетирование – это управление деньгами. При формировании плана в учет берутся запланированные доходы, расходы, любые финансовые потоки.

Кому нужно бюджетирование? Не только бизнесу, но и обычным гражданам. Если вы хотите реализовать все свои планы, превратить мечту о машине, квартире или путешествии в реальность, необходимо контролировать свои заработки, планировать траты.

Зачем нужно бюджетирование? Для компаний эффективное управление текущими возможностями в принципе немыслимо без планирования. Для тех, кто к бизнесу не имеет никакого отношения, это нужно, чтобы всегда достигать поставленных финансовых целей.

Грамотное бюджетирование позволит не просто зарабатывать, но и иметь при этом “подушку безопасности”.

-2

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Бюджетирование может проводиться по-разному, со своими особенностями. Но опирается на:

  • Зависимость от стратегических целей. Предположим, вы хотите увеличить за 2 года прибыль вдвое. Тогда все бюджеты, которые будут составляться на этот период, должны подчиняться этой цели.
  • Непрерывность. Нельзя сегодня планировать, а завтра передумать. Играть нужно вдолгую. Работать системно, упорно. Если вы, конечно, не решили потопить свой «корабль».
  • Дальний прицел. Имеет смысл расписывать бюджет минимум на год, еще лучше – на 3-5 лет.
  • Полнота. Бюджетирование – это не только про деньги. Важно в расчетах учитывать все составные элементы, в том числе нефинансовые. Например, количество работающих взрослых, всех, кто находится на иждивении.
  • Гибкость. Рынок часто «штормит» – ситуация меняется почти ежедневно. Поэтому необходимо распознавать предпосылки шторма до того, как он нагрянет. Уметь подстраиваться, корректировать курс с наименьшими для себя потерями. Для этого лучше иметь несколько планов: стратегический (на несколько лет), годовой, текущий (на месяц, даже неделю)
  • Детализация. Финансовое планирование – предмет, в котором нет мелочей. Должны быть учтены все доходы и затраты, даже не превышающие 1% от общего дохода семьи.

    ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ПРАВИЛА

Относиться к бюджетированию следует ответственно и тщательно, не упуская ни одной мелочи.

Его главная цель – обдумывание, правильная организация движения денежных средств. Добиться этой цели можно, если придерживаться следующих правил:

  • Планировать, или раскладывать все по полочкам. Вы хотите поехать летом в отпуск, но не на 2 недели, как обычно, а на 4. Разложите все по полочкам и определите, сколько денег нужно на такой отдых, наметите сроки и выберете вариант накопления. То есть планирование позволит найти оптимальные пути использования трудовых, материальных, прочих ресурсов.
  • Согласовывать работы «отделов», или придерживать коней. В семье согласование заключается в том, что все домочадцы должны быть согласны с конкретными затратами. К примеру, муж не может потратить весь бюджет из строки «развлечения» на спиннинг для рыбалки, не поговорив об этом с женой. А она не может потратить весь полугодовой бюджет из статьи «обувь, одежда» на единственную пару туфель, не спросив у мужа, что он думает об этих планах.
  • Распределять ресурсы, или нас не застать врасплох. У всех есть определенный объем капитала и активов, рассчитанных на использование в конкретном периоде. Основная роль бюджетирования – не позволять тратить этот объем «в ноль». Система предполагает откладывание некоторых ресурсов «под подушку» – они будут использованы при возникновении форс-мажоров. Например, к непредвиденным обстоятельствам относится незапланированный капитальный ремонт автомобиля или борьба с последствиями потопа.
  • Оценивать производительность, или быстрее-выше-сильнее. Система определяет финансовые «точки», по которым оценивается работа. Т.е. каждый вкладывает, сколько может, но можно стремиться на работе к премии, чтобы поднять эту «точку» повыше.
  • Оптимизировать затраты, или по канату лучше ходить со страховкой. Например вы решили разнообразить досуг и добавили графу «боулинг или кружок по гончарному делу». Сходив, поняли, что это слишком дорого и не так уж и интересно. Значит, графа вычеркивается из плана.
-3

Запишитесь на бесплатный 4-х дневный интенсив от семьи инвесторов и узнайте, как управлять своими деньгами и зарабатывать на инвестициях без риска, опыта и технических трудностей.

ЗАПИСАТЬСЯ

#
бюджет #финансы #инвестирование #инвестиции с нуля