После окончания Зимней войны советская страна получила право аренды полуострова Ханко, расположенного на юго-западной оконечности Финляндии, на северном входе в Финский залив.
Советский Союз надёжно укрепился по берегам. Были подвезены мощные артиллерийские орудия и танки. Имелась даже авиация и свои катера. Советское руководство надеялось, что Финский залив и Ленинград от вражеских кораблей защитили надёжно.
В тылу врага
Но враг пришёл не по морю, а по суше – к Таллину вырвались танки Вермахта. Двадцать пять тысяч бойцов советского гарнизона на Ханко оказались в глубоком тылу врага. Проход на Хельсинки закрывал мощнейший укрепрайон по типу линии Маннергейма, с множеством бетонных укреплений. В Эстонии были немцы.
Финские войска и шведские добровольцы неоднократно пытались смести упрямых русских, но ничего не получалось. Постоянно продолжались артиллерийские обстрелы. Но наш гарнизон умудрялся «осложнять жизнь» всех соседних вражеских войск.
Постепенно стратегическая важность Ханко пропадала. Финны не могли одолеть наш гарнизон. Но снабжение военной базы ухудшалось. За два месяца не удалось пройти ни одному кораблю. Уменьшались боеприпасы. В то же время, личный состав был очень нужен на фронтах с немцами. А оставшееся на базе продовольствие могло помочь голодающему Ленинграду.
Приближалась зима, когда вражеские войска смогут подойти к гарнизону по льду. К тому времени закончатся боеприпасы. К концу октября 1941 года Ставкой было принято решение об эвакуации Ханко.
На этот период Балтийский флот был сильно потрёпан при переходе из Таллина. Большую часть морского пути от Кронштадта до Ханко контролировали самолёты Германии и финские катера. Всюду располагалось невероятное количество минных полей.
Шансы перевезти в таких условиях группировку в 25 тысяч солдат, материальное обеспечение и продовольственные склады были близки к невозможным. Но к концу октября 1941 года к базе пришёл первый отряд, и невероятная операция началась.
Невозможная эвакуация, которая состоялась
Всего было проведено 11 отрядов, включая один разведывательный. Адмирал Трибуц и моряки-балтийцы смогли вывезти с полуострова всех защитников Ханко, средства обеспечения и продовольствие. Особо ценные грузы отправили на имеющихся на Ханко бомбардировщиках ДБ-3 и летающих лодках МБР-2.
Сохранить базу в период эвакуации было совсем не просто. Чтобы финны не сразу поняли, что на советской базе войск становится всё меньше, было придумано множество хитростей.
Когда ушли первые корабли с людьми, командующий обороной С. И. Кабанов объявил «день тишины». Люди на базе замаскировались, не готовили обед и не обнаруживали себя ни единым дымком. Удивлённые финны активизировали свою артиллерию, но с советской стороны была тишина. К середине дня финны аккуратно попыталась преодолеть колючую проволоку. От ураганного огня, раздавшегося с наших позиций, не ушёл практически никто.
Такие «дни молчания» устраивали ещё не раз, чтобы убедиться, что противник больше не сунется. После этого вплотную занялись уничтожением всего, что невозможно было вывезти: взрывали, сжигали и топили всё. Прятали снаряды и устанавливали мины так, что их находили ещё после 2000 года.
До середины ноября у финнов не было понимания, что происходит на самом деле. Им казалось, что советскую базу пытаются укрепить.
Как смекалка и хитрость помогли спасти всех?
Самым сложным днём стало второе декабря. В обороне оставалась только сотня человек, которых тоже не собирались оставлять.
Чтобы обеспечить им проход до причалов без преследования противника, нужно было создать видимость того, что у пулемётов в дзотах и дотах по-прежнему остаются люди.
На Ханко нашлись умельцы, которые из подручных средств создали конструкции, позднее названные финнами «пулемётами-призраками».
Когда Ханко освобождали для прихода русских, местных жителей ускоренно эвакуировали. В домах была брошена часть имущества, включая патефоны. Наши солдаты временами использовали их по прямому назначению, но здесь инженерная мысль наших механиков ушла в другую сторону.
Из патефона, аккумуляторов от грузовиков и станкового пулемёта «максим» была создана невероятная конструкция: проигрывалась пластинка, иглы касались клемм, которые замыкали цепь. Далее «инженерная самоделка» сжимало гашетку, как рука, и производились отрывистые очереди. По подсчётам его должно было хватить на полчаса – достаточно, чтобы добраться до причалов.
Но пяти патефонов явно не хватало на охват 3 км укреплений. «В помощь» пулемётам добавили будильники. Здесь тоже удалось создать цепь с определённым интервалом замыкания. Но стрельба шла через ровные промежутки времени.
После установки не хватило техники ещё на десяток «максимов». Но тут не подвела солдатская смекалка. К гашеткам привязали поводки с собаками. В пределах видимости, но без возможности достать, в качестве «манка» повесили мясо недавно павших лошадей. Собаки пытались до него добраться, дёргали верёвку, звучали выстрелы. Животные от грохота прятались. Потом всё должно было повторяться до израсходования патронов или прихода противника.
Оставшиеся солдаты спокойно погрузились на корабли последнего каравана. Тропы к берегу после их прохода были тщательно заминированы. На полуострове при эвакуации не было потеряно ни единого человека. Врагу не осталось ничего.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.