Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Смерть Сталина после “Лебединого озера” и ночные кошмары Хрущева: из истории Большого театра

Продолжение историй о Большом театре и, пожалуй, о самом знаменитом его балете – о “Лебедином озере”. Странным образом балет пересекся и с самыми жуткими событиями сталинской эпохи - и с концом этой эпохи.

Именно в год Большого Террора, в 1937-ом, главному балету страны велели излучать оптимизм - ему сделали этакий жизнеутверждающий финал, когда злой колдун Ротбарт гибнет в страшных мучениях, а восхищенный принц видит, что Одетта превращается обратно в девушку. И последним появлением Сталина на публике стал его приезд в Большой театр именно на “Лебединое озеро”, на Майю Плисецкую - и это произошло всего за сутки до той ночи, когда вождя поразил смертельный инсульт.

Фото с сайта: ruskline.ru
Фото с сайта: ruskline.ru

30 лет Плисецкая исполняла главную партию в “Лебедином озере” – и при Сталине, и при других советских вождях. Одетту-Одиллию знаменитая балерина танцевала по самым скромным подсчетам 800  раз, и за это время она увидела в ложах Большого множество высших руководителей страны и важных иностранных гостей.

В такие дни в театре вводились усиленные меры безопасности. В частности, Плисецкая вспоминала, что балеринам выдавались специальные пропуска, которые надо было на протяжении всего спектакля держать в лифе на груди  – и вот как она описывала свои страхи по этому поводу:

“А вдруг на прыжке пропуск выскользнет - и ворошиловские стрелки в ложах примут его за новейшее взрывное устройство и откроют по мне огонь?”

Но, к счастью, спецпропуск у Плисецкой не разу не выпал.

Сталина сменили новые поколения российских вождей – но так и осталось традицией привозить на “Лебединое озеро” в Большой театр важных иностранных гостей.  

Фото с сайта: kommersant.ru
Фото с сайта: kommersant.ru

Хрущев, который пришел на смену Сталину, даже жаловался на это.

“Как подумаю, что вечером опять “Лебединое” смотреть”, – говорил он, – аж тошнота к горлу подкатывает. Ночью потом белые пачки вперемежку с танками снятся”.

Хрущев вообще не очень любил  балет и не сильно интересовался Большим театром.  Никаких особых новых идей по поводу искусства и художественного творчества у него не было – как любил говорить Хрущев, в вопросах культуры он сталинист.

Примерно то же могли сказать о себе и последующие руководители нашей страны –  в культурной политике они во многом следовали традициям, заложенном еще в эпоху “сталинского ампира”.  Чаще всего высокие чиновники старались придерживаться уже провереных классических приемов и всячески сопротивлялись новым  модернистским веяниям в балете.

Один из таких примеров ярко описала в своих мемуарах все та же Плисецкая – как в 1967 году Екатерина Фурцева, глава министерства культуры, яростно сопротивлялась новаторской постановке оперы “Кармен”.

Фото с сайта: gazeta-licey.ru
Фото с сайта: gazeta-licey.ru

Фурцевой, в частности, не нравились слишком легкомысленные, по ее мнению, одежды танцовщиц – и на просмотре она кричала Плисецкой:

“Юбку наденьте. Прикройте, Майя, голые ноги. Это сцена Большого театра, товарищи!”

Оперы и балеты, которые шли в Большом, отражали важные события и мировой и отечественной истории – а бывали моменты, когда и сцена самого театра становилась ареной исторических событий.  Например, там Сталин утверждал новый советский гимн.

Генералиссимусу и другим членам Политбюро на заключительном прослушивании были представлены несколько вариантов гимна.

Фото с сайта: dachastalina.ru
Фото с сайта: dachastalina.ru

При этом оркестр Большого театра исполнил также еще “Марсельезу”, британский гимн – и даже “Боже, царя храни” – чтобы у вождя был материал для сравнения.  После всех этих прослушиваний и был утвержден гимн композитора Александра Александрова со словами Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.

В общем, много томов может составить история Большого театра. В этой истории я вспоминал и Екатерину II, и Сандунова, создателя знаменитых московских бань, и Шаляпина. Со знаменитым театром были связаны самые известные российстей композиторы, певцы, балерины. Но, пожалуй, самая удивительная профессия, которая тоже вспоминается в связи с Большим – это профессия киллера.

Это возвращает нас к истории Второй мировой войны.  Оказывается, композитору Льву Книпперу, чьи произведения исполнялись в Большом театре, Сталин придумал особое задание. В случае захвата немцами Москвы Книпперу было поручено остаться в городе и убить Гитлера - когда тот приедет в советскую столицу. Упоминания об этой секретной операции появились лишь десятилетия спустя, в 90-е годы, в мемуарах ветеранов советских спецслужб.