По поводу японских доспехов существует популярное заблуждение, что они все - не стальные, а, что называется, "на рыбьем меху" - кожаные, деревянные, бамбуковые и т.п. Сторонники этого мифа, встречаясь на просторах Рунета в больших количествах, способны вывести из себя любого специалиста по японскому оружию, но... Как ни странно, они в чем-то правы. Процентов на 10-15...)
Нормальные, боевые японские доспехи выполнялись из стали. Это в мирную эпоху Эдо распространились сувенирные копии старых панцирей о-ёрой, до-мару и харамаки, делавшиеся из кожи, бамбука и т.п. Воевать в них не предполагалось, их задачей было украшать дом хозяина и изредка - его собственную персону на различных церемониях, но не более. Но благодаря тому, что именно таких сувенирных доспехов мирной эпохи Эдо в коллекциях сохранилось больше всего, и пошел миф о том, что и настоящая броня была такой же...
Нет. Она была стальной.
Но тем не менее свои варианты "шайзенпанцеров" (с немецкого переводите сами! )) ) в Японии тоже были.
Примерно с XIV века, в эпоху Сенгоку Дзидай в Японии резко возрастает численность армий. Появляется большое количество пехоты - асигару, своеобразных японских "ландскнехтов". Асигару сражались в пешем строю, преимущественно копьями и мечами, после распространения огнестрельного оружия появились асигару-стрелки. Численность их в армиях крупных дайме исчислялась десятками тысяч - а это уже серьезно.
Собственных средств на покупку доспеха у многих асигару не хватало, поэтому они получали доспехи из казны своего сюзерена. Они назывались окаси-гусоку - "одалживаемые доспехи" в переводе.
И вот качество этой брони действительно было самым разным.
Более-менее типичный окаси-гусоку состоит из кирасы окэгава-до, склепанной из нескольких горизонтальных пластин (обычно пяти) тонкой стали - 0,8-1 мм, к которой снизу подвешивались набедренники гэссэн. Спереди на "одалживаемой" кирасе обычно присутствовал герб сюзерена.
У самых бедных или самых жадных дайме асигару действительно могли носить окэгава-до из кожи. Лакированной под сталь. Неважнецкого дубления - поскольку работать с кожей средневековые японцы умели хуже, чем со сталью. Это связано с небольшим количеством домашнего скота, а также с буддистской традицией употреблять в пищу минимум мяса. Потому что убивать нехорошо. Смерть, а также все аспекты, связанные со смертью, в буддистской и синтоистской традицией проходят по категории "нечистых" явлений. Смерть - это всегда нечистота, прикосновение к мертвому - само по себе грех. Такой вот парадокс японского менталитета.
Еще и поэтому доспехов из шкур животных самураи не употребляли - а асигару никто не спрашивал, что выдали, то и носи. Если твой дайме разжился по случаю дешевой кожей - мало ли, купил или награбил где...)
Но, надо сказать, кожаных доспехов даже среди японских "шайзенпанцеров" всегда было мало. По вышеприведенным причинам.
Также асигару могли выдаваться доспехи кусари-до-мару или кусари-харамаки: на основе кольчуги, соединяющей ряды железных пластинок. Их условно можно счесть японскими аналогами бахтерца:
Общее название подобной брони в японской традиции - татами-до, или "складной доспех". Вариаций его существует много - с прямоугольными пластинками, с шестиугольными. Их основной плюс - возможность сложить, удобство в переноске. Существовали даже складные шлемы - татами-кабуто:
Но удар, особенно колющий, такая броня держала значительно хуже нормальной окэгава-до, и уж тем более цельнокованых кирас хотокэ-до. Ситуацию усугубляло то, что японская кольчуга из-за особенностей изготовления - она никогда не была клепаной, только сведенной - была значительно хуже европейской.