Здравствуйте, уважаемые читатели! Это моя первая статья и я долго думал, с какой темы начать наш железнодорожный блог. В конце концов я решил остановиться на том, с чего для меня началась железная дорога: с экспрессов Калуга-1-Москва-Киевская-Калуга-1. Когда-то давно, когда деревья были выше и трава зеленее, а цены на экспресс более демократичны, я часто пользовался данным видом пригородного транспорта. Впоследствии я перешёл на менее комфортные, но более доступные классические электрички, пользуясь услугами экспрессов лишь в некоторых случаях) Но, как бы то ни было, я предлагаю рассмотреть эволюцию экспрессов (или же наоборот, с какой стороны посмотреть). Итак, начинаем!
ПЕРВЫЕ ЭКСПРЕССЫ КАЛУГА-МОСКВА: ЭД4МК
Первыми экспрессами на маршруте Калуга-I-Москва в 1999 г. стали новенькие ЭД4МК. Три класса обслуживания, вагон-бар, туалеты через вагон- эти электропоезда были наиболее сбалансированы.
Третий класс обслуживания был наиболее демократичен по цене и, соответственно, наименее комфортен. Из себя он представлял классические сиденья электричек, обитые дермантином. Но и цена была соответствующей- надбавка была лишь за скорость.
Второй класс обслуживания представлял из себя сиденья с откидывающейся спинкой и столиками и компоновкой 3+2. Цена была выше, чем в третьем классе, но и уровень комфорта соответствующий.
Наиболее комфортным был первый класс, несмотря на свою компоновку 2+2 через стол.
Как уже было сказано, составы электропоездов ЭД4МК комплектовались вагоном-баром:
Главным же минусом ЭД4МК являлось отсутствие установок кондиционирования воздуха.
Век данных электропоездов был довольно долог- эксплуатировались они, по крайней мере на маршруте Калуга-Москва, до 2014-2015 гг., когда им на замену пришли ЭД4М 4-х сотой серии.
После списания с экспрессных маршрутов судьба ЭД4МК была незавидной: большинство электропоездов были расформированы, часть вагонов на МЛРЗ переделаны в стандартные вагоны электропоездов с установкой соответствующих сидений и демонтажем всего, что напоминало об экспрессном прошлом. Другая часть так и продолжила кататься с экспрессным салоном, но по обычным маршрутам. В настоящий момент электропоезда ЭД4МК можно встретить на маршрутах Калуга-Сухиничи, Калуга-Москва, Малоярославец-Москва и на БМО.
СМЕНА ЭД4МК: ЭД4М
На смену ЭД4МК на экспрессных маршрутах приходят электропоезда серии ЭД4М 400-й серии, прозванные в народе "кософариками".
Ключевыми отличия данных электропоездов от своих предшественников стали:
- Изменённый внешний дизайн
- Наличие системы климат-контроля
- Отсутствие третьего класса обслуживания
- Отсутствие вагона-бара. Продажа продуктов происходит с тележки, которую периодически катают по коридору
- Изменение кресел в салоне 2 класса: убрана возможность изменить угол наклона спинки кресла
- Изменение в салоне 1 класса: конфигурация сидений стала не через стол, а 2+2, за исключением четырёх пар кресел в каждом вагоне.
Электропоезда данной серии эксплуатируются до сих пор, хотя в последнее время их заметно потеснили ЭП2Д. Это было связано с тем, что ЭД4М отправились на плановый ремонт.
ЭП2Д НА ЭКСПРЕССНЫХ МАРШРУТАХ КИЕВСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Потеснив на экспрессных маршрутах ЭД4М, ЭП2Д прочно вошли в жизнь Киевского направления МЖД. Эти электропоезда по своей компоновке сильно отличаются от предыдущих моделей, и, на мой взгляд, в какой-то мере они являются худшими из экспрессов. Почему же? Давайте посмотрим!
Основными плюсами данных электропоездов являются:
- Удачный дизайн
- Удобные сиденья, установленные в салоне электропоезда
- Система кондиционирования воздуха
Теперь же перейдём к тому, почему эти электропоезда заслужили самое низкое расположение в рейтинге экспрессов на Киевском направлении. Здесь несколько причин.
- Отсутствие первого класса обслуживания
- Уменьшение числа туалетов: теперь они есть только в головном и хвостовом вагонах
- В связи с вышеизложенным пунктом- неудобство проезда в первом и последнем вагоне, особенно если вы не любите постоянное хождение и толкучку людей рядом с вами
- Иной раз данные электропоезда кидают на "обычные" маршруты в связи с нехваткой и/или поломкой подвижного состава. Как следствие- плохое для экспресса состояние салона (отломанные поручни, грязь, мусор)
На данный момент электропоезда ЭП2Д- наиболее современные экспрессы, и, что придёт уже на смену им, мы узнаем лишь в будущем!
P.S.
Чтобы меня не упрекнули в том, что я рассмотрел не все модели экспрессов: на данный момент на Киевском направлении эксплуатируется ЭД4М-0091. Он выбивается из общего ряда моделей экспрессов; лично мне не разу не довелось на нём проехаться, поэтому пишите в комментариях, насколько он хорош или плох!