Найти в Дзене

Эволюция экспрессов на Киевском направлении МЖД: от ЭД4МК до ЭП2Д

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели! Это моя первая статья и я долго думал, с какой темы начать наш железнодорожный блог. В конце концов я решил остановиться на том, с чего для меня началась железная дорога: с экспрессов Калуга-1-Москва-Киевская-Калуга-1. Когда-то давно, когда деревья были выше и трава зеленее, а цены на экспресс более демократичны, я часто пользовался данным видом пригородного транспорта. Впоследствии я перешёл на менее комфортные, но более доступные классические электрички, пользуясь услугами экспрессов лишь в некоторых случаях) Но, как бы то ни было, я предлагаю рассмотреть эволюцию экспрессов (или же наоборот, с какой стороны посмотреть). Итак, начинаем!

ПЕРВЫЕ ЭКСПРЕССЫ КАЛУГА-МОСКВА: ЭД4МК

Первыми экспрессами на маршруте Калуга-I-Москва в 1999 г. стали новенькие ЭД4МК. Три класса обслуживания, вагон-бар, туалеты через вагон- эти электропоезда были наиболее сбалансированы.

Электропоезд ЭД4МК-0025 на станции Калуга-I. Фотография взята с сайта www.traipix.org
Электропоезд ЭД4МК-0025 на станции Калуга-I. Фотография взята с сайта www.traipix.org

Третий класс обслуживания был наиболее демократичен по цене и, соответственно, наименее комфортен. Из себя он представлял классические сиденья электричек, обитые дермантином. Но и цена была соответствующей- надбавка была лишь за скорость.

Третий класс обслуживания в электропоезде ЭД4МК. Фотография взята с сайта www. olddmz.ru
Третий класс обслуживания в электропоезде ЭД4МК. Фотография взята с сайта www. olddmz.ru

Второй класс обслуживания представлял из себя сиденья с откидывающейся спинкой и столиками и компоновкой 3+2. Цена была выше, чем в третьем классе, но и уровень комфорта соответствующий.

Второй класс обслуживания в электропоездах ЭД4МК. Фотография взята с сайта www.traipix.org
Второй класс обслуживания в электропоездах ЭД4МК. Фотография взята с сайта www.traipix.org

Наиболее комфортным был первый класс, несмотря на свою компоновку 2+2 через стол.

Первый класс обслуживания в электропоездах ЭД4МК. Фотография взята с сайта oko-planet.su
Первый класс обслуживания в электропоездах ЭД4МК. Фотография взята с сайта oko-planet.su

Как уже было сказано, составы электропоездов ЭД4МК комплектовались вагоном-баром:

Вагон-бар в составе экспресса. Фотография взята с сайта www.traipix.org
Вагон-бар в составе экспресса. Фотография взята с сайта www.traipix.org

Главным же минусом ЭД4МК являлось отсутствие установок кондиционирования воздуха.

Век данных электропоездов был довольно долог- эксплуатировались они, по крайней мере на маршруте Калуга-Москва, до 2014-2015 гг., когда им на замену пришли ЭД4М 4-х сотой серии.

После списания с экспрессных маршрутов судьба ЭД4МК была незавидной: большинство электропоездов были расформированы, часть вагонов на МЛРЗ переделаны в стандартные вагоны электропоездов с установкой соответствующих сидений и демонтажем всего, что напоминало об экспрессном прошлом. Другая часть так и продолжила кататься с экспрессным салоном, но по обычным маршрутам. В настоящий момент электропоезда ЭД4МК можно встретить на маршрутах Калуга-Сухиничи, Калуга-Москва, Малоярославец-Москва и на БМО.

СМЕНА ЭД4МК: ЭД4М

На смену ЭД4МК на экспрессных маршрутах приходят электропоезда серии ЭД4М 400-й серии, прозванные в народе "кософариками".

Ключевыми отличия данных электропоездов от своих предшественников стали:

  • Изменённый внешний дизайн
  • Наличие системы климат-контроля
  • Отсутствие третьего класса обслуживания
  • Отсутствие вагона-бара. Продажа продуктов происходит с тележки, которую периодически катают по коридору
  • Изменение кресел в салоне 2 класса: убрана возможность изменить угол наклона спинки кресла
  • Изменение в салоне 1 класса: конфигурация сидений стала не через стол, а 2+2, за исключением четырёх пар кресел в каждом вагоне.
Обновлённый салон 1 класса обслуживания. Фотография взята с сайте www.trainpix.org
Обновлённый салон 1 класса обслуживания. Фотография взята с сайте www.trainpix.org
Обновлённый салон 2 класса обслуживания. Фотография взята с сайте www.trainpix.org
Обновлённый салон 2 класса обслуживания. Фотография взята с сайте www.trainpix.org

Электропоезда данной серии эксплуатируются до сих пор, хотя в последнее время их заметно потеснили ЭП2Д. Это было связано с тем, что ЭД4М отправились на плановый ремонт.

ЭП2Д НА ЭКСПРЕССНЫХ МАРШРУТАХ КИЕВСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Потеснив на экспрессных маршрутах ЭД4М, ЭП2Д прочно вошли в жизнь Киевского направления МЖД. Эти электропоезда по своей компоновке сильно отличаются от предыдущих моделей, и, на мой взгляд, в какой-то мере они являются худшими из экспрессов. Почему же? Давайте посмотрим!

Основными плюсами данных электропоездов являются:

  • Удачный дизайн
  • Удобные сиденья, установленные в салоне электропоезда
  • Система кондиционирования воздуха
Салон электропоездов-экспрессов ЭП2Д. Фотография взята с сайта www.dmz.ru
Салон электропоездов-экспрессов ЭП2Д. Фотография взята с сайта www.dmz.ru

Теперь же перейдём к тому, почему эти электропоезда заслужили самое низкое расположение в рейтинге экспрессов на Киевском направлении. Здесь несколько причин.

  • Отсутствие первого класса обслуживания
  • Уменьшение числа туалетов: теперь они есть только в головном и хвостовом вагонах
  • В связи с вышеизложенным пунктом- неудобство проезда в первом и последнем вагоне, особенно если вы не любите постоянное хождение и толкучку людей рядом с вами
  • Иной раз данные электропоезда кидают на "обычные" маршруты в связи с нехваткой и/или поломкой подвижного состава. Как следствие- плохое для экспресса состояние салона (отломанные поручни, грязь, мусор)

На данный момент электропоезда ЭП2Д- наиболее современные экспрессы, и, что придёт уже на смену им, мы узнаем лишь в будущем!

P.S.

Чтобы меня не упрекнули в том, что я рассмотрел не все модели экспрессов: на данный момент на Киевском направлении эксплуатируется ЭД4М-0091. Он выбивается из общего ряда моделей экспрессов; лично мне не разу не довелось на нём проехаться, поэтому пишите в комментариях, насколько он хорош или плох!

ЭД4М-0091 на станции Калуга-1 , январь 2020г.
ЭД4М-0091 на станции Калуга-1 , январь 2020г.