Старт сервиса такси во многом зависит от выбранной бизнес-модели и эффективного бизнес-плана. Рассказываем важные этапы создания и разбираемся, в чем отличия плана от модели.
Бизнес-модель — это компактная концепция бизнеса, которая позволяет увидеть связи между процессами, основные каналы доходов и расходов. Бизнес-план описывает каждый элемент бизнеса детально. Например, бизнес-модель сервиса такси может состоять из таких взаимосвязанных блоков:
- Пользователи.
- Потребности.
- Каналы сбыта.
- Сегменты потребителей.
- Ключевые партнеры.
- Ключевая деятельность.
- Потоки доходов.
- Структура расходов.
Их нужно учитывать при составлении бизнес-плана. Вот шаги, которые помогут. 👇
Шаг 1. Определите аудиторию
Не стремитесь охватить сразу широкую аудиторию. Старайтесь четко описать «типы» своих клиентов. Например, в бизнесе такси есть пассажиры и водители. Лучше всего будет расписать демографические свойства этих двух типов и продумать услуги для них.
Если ваша целевая аудитория среди пассажиров — это люди 20-25 лет со средним заработком, стоит сделать упор на низкую цену поездки и скорость подачи автомобиля.
Шаг 2. Определите потребности аудитории
🤳 От сервиса заказа пассажиры хотят:
- быстро уехать из одной точки в другую в любое время суток;
- выбрать автомобиль определенного класса;
- доставить продукты, лекарства или документы.
В бизнес-плане нужно прописать потребности целевой аудитории и способы решения. Например, если пассажир хочет уехать быстро — можно в приложение добавить способы ускорить поиск автомобиля и возможность увидеть машину на карте.
🚕 Водителям хочется:
- повысить уровень дохода;
- сократить простой и «пробеги» без пассажира;
- получить удобные инструменты для работы с заказами.
Тогда можно предложить работу по своему графику, современное приложение, возможность выбирать заказы или удобное выполнение «цепочкой», один за другим.
Шаг 3. Продумайте каналы сбыта
Каналы сбыта для бизнеса заказа такси определяют, как пассажиры заказывают услуги, водители — регистрируются в сервисе. Например, пассажиры могут вызвать такси по телефону, через сайт и в приложении. Водители для старта сотрудничества звонят оператору, оставляют анкету на сайте, регистрируются в приложении или приезжают в офис.
Шаг 4. Определите ключевых партнеров
Партнеры предоставляют ресурсы для развития, взаимодействие с ними помогает продвижению бизнеса. Для сервиса заказа такси ключевые партнеры это:
- таксопарки-партнеры выполняют заказы и приносят доход;
- сотрудники обеспечивают качественную работу;
- арендодатели предоставляют помещение для офиса;
- рекламные агентства размещают рекламу и занимаются привлечением новых пассажиров и водителей.
Шаг 5. Продумайте деятельность бизнеса
Для развития сервиса заказа такси нужно:
- работать над качеством услуг. Например, чтобы сократить время ожидания автомобиля, нужно привлекать новых водителей и мотивировать выполнять заказы тех, кто уже сотрудничает с сервисом.
- контролировать выполнение заказов. В поездке может случиться всякое: клиент оставил кошелек дома и не рассчитался, водитель опоздал на предварительный заказ. Во всех случаях надо проверить информацию и помочь пользователям.
- рекламироваться. Для этого важно разработать маркетинговую стратегию, правильно выбрать площадки для размещения рекламы и разработать макеты, которые будут работать.
Шаг 6. Разберитесь с доходами и расходами
Доход сервиса заказа такси складывается из комиссии. Например, в сервисе «Поехали» она составляет от 10 до 20% от стоимости заказа и списывается автоматически со счета водителя.
Клиенты при этом оплачивают услугу любым удобным для них способом: наличными, банковской картой через приложение или переводом, средствами с лицевого счета.
Структура расходов сервиса такси может выглядеть так:
- реклама;
- налоги;
- содержание офиса;
- зарплата сотрудникам.
Составить бизнес-план самому может быть сложно: важно продумать от и до и ничего не упустить. Для этого у нас есть решение — развитие бизнеса по франшизе. Присоединяйтесь к «Поехали», мы предоставим готовую бизнес-модель и поможем развить подразделение с учетом особенностей местного рынка.
Делитесь опытом, приходилось ли составлять бизнес-план или прописывать бизнес-модель? В комментариях можно похвастать успешным кейсом или предупредить других о возможных ошибках. 💬