Когда говорят об историческом процессе упадка и исчезновения малых индейских народов, то обычно вспоминают могикан, которые на самом деле в сильно метесированном виде существуют до сих пор, приводят в пример "Тропу слез" Пяти цивилизованных племен или войны США с индейцами Великих Равнин и Юго-Запада, которые также ныне здравствуют в своих "заповедниках" и даже увеличили численность.
Но сегодня поговорим не о них и даже не о войнах с племенами Калифорнии, о которых похоже не снято ни одного заметного фильма, а о племени саскуэханнок, могущественном племени, которое подмяло под себя делаваров, успешно сражалось с ирокезами, но в итоге пало из-за войн и эпидемий.
Имя
В современной историографии это племя известно как саскуэханок, имя которым его называли алконкино-говорящие индейцы Вирджинии. Название произошло от имени реки Саскуэханна - Устричная река (еще по одной версии Бурная река), т.е. дословно саскуэханнок- обитатели Устричной реки.
Голландцы и шведы называли их Минквас (Minquas), почерпнув это имя из диалекта делаваров. Французы из Канады часто ссылаются на гандастоге (или в укороченном варианте андасте), племя, дружелюбное по отношению к своим союзникам гуронам, и непримиримое против своих врагов ирокезов. В колониальных документах Пенсильвании англичане называли остатки саскуэханок по имени единственной деревни - Конестога.
Культура и образ жизни
Саскуэханнок по культуре и языку были родственным племенем пяти ирокезских народов (мохоки, онейда, онодаго, каюга, сенека), а также гуронов и эри. Жили они в длинных домах, их деревни были окружены овальным палисадом, а общество было матрилинейным, разделенным на кланы, из которых нам известны кланы волка, черепахи и лисы.
Весной они сажали кукурузу, тыкву и бобы, а в остальное время занимались охотой, рыбалкой и собирательством. Отличительной чертой мужского населения была нетипичная для Вудленда прическа, в отличие от воинов окрестных племен саскуэханнок носили длинные волосы, не оставляя т.н. скальповую прядь.
Место обитание, численность
Долины нижнего и среднего течение реки Саскуэханна и ее притоков. На карте колонии Вирджиния по состоянию на 1624 год, Джон Смит разместил 5 деревень саскуэханноков выше порогов Коневаго на реке Саскуэханна. До сих пор не ясно были это отельные деревни одного народа, или они были разделены по клановому признаку, а может это были пять отдельных племен, которые входили в нечто похожее на Союз Пяти Наций ирокезов. В 1608 году Смит писал, что саскуэханноки могли выставить 600 воинов.
До прибытия европейцев
Согласно одной из теорий ирокезоязычные племена, которые еще в первой половине 16 века проживали по берегам р. Святого Лаврения, были вынуждены отступить на юг под натиском алгонкиноговорящих племен из восточных лесов Канады. Возможно, что ирокезы, а конкретно мохоки, частично подвинули саскуэханноков и стали претендовать на их охотничьи земли в верховьях Северного рукава Саскуэханны.
Когда в начале 17 века французы и англичане основали свои первые, постоянные поселения в Канаде и Вирджинии, саскуэханны и мохоки вели между собой многолетнюю войну, в которой сасуэханны одерживали верх. При этом у саскуэханнок хватало сил, чтобы терроризировать своих южных алгонкинских соседей - конфедерацию Поухатан, из-за чего те были вынуждены строить свои селения вдали от берегов рек и морских заливов, опасаясь набегов людей с Устричной Реки.
Помимо врагов саскуэханнок имели и союзников - ирокезоязычные племена гуронов, нейтралов, а также эри, которых голландцы поначалу тоже называли словом Минква, считая одним народом с саскуэханнок, но потом разделили на белых (саскуэханнок) и черных (эри) минква.
Рост на юг
После основания в 1607 году английскими колонистами колонии Вирджиния, произошло три войны (1610-14, 1622-26, 1644-46) между англичанами и индейцами конфедерацию Поухатан, в результате которых исчезла единственная в регионе туземная сила, способная противостоять саскуэханнок. В итоге люди Устричной Реки расширили границу своих охотничьих владений на юг до реки Потомак.
Они не спрашивали племена, которые там жили. Чтобы остаться в родных местах, племена Патаксент и Коной (Пискатауэй) с западного берега Чесапиккского залива были вынуждены в 1628 году вступить в союз с англичанами из Вирджинии. Этот союз никогда не подвергался испытанию на крепость. поскольку саскуэханнок обычно не трогали местных жителей, если они не оспаривали их право охотиться, когда и где им заблагорассудится.
Рост на восток
С появлением постоянных европейских поселений, англичан на реке Джеймс в Вирджинии, голландцев на Гудзоне и французов на св. Лаврентии в регион различными путями начало поступать огнестрельное оружие. Саскуэхханок могли его приобрести у французов через гуронов и у голландцев через ленапе (делаваров). В 1631 году вирджинец Уильям Клэйборн основал торговую факторию на острове Кент в Чесапиксом заливе и саскуэханнок стало еще проще обменивать свои меха на товары белого человека.
Начиная с 1626 года, саскуэханнок начали нападения на большую, но разрозненную конфедерацию лени-ленапе. Война сопровождалась массовыми убийствами и сожжением деревень делаваров, в итоге к середине 1630-х годов два больших подразделения ленапе Уналиктиго и Унами были вытеснены за свою родную реку Ленапевихиттак (совр. Делавэр) и попали в зависимость от саскуэханнок.
Война с англичанами
В 1634 году в Чесапикском заливе высадилась первые английские переселенцы, посланные лордом Балтимором, чтобы основать на дарованных королем Карлом I землях новую колонию Мэриленд. В 1638 году Леонард Калверт, губернатор Мэрилэнда, выгнал Клэйборна с острова Кент. Однако, его место в планах поставок оружия для саскуэханнок тут же заняли шведы, которые в том же году основали на реке Делавэр свою колонию Кристиния.
Скандинавы довольно поздно присоединились к гонке за колонии в Новом свете и поэтому искали мощного союзника из местных племен, таким союзником стали саскуэханны, которые без всяких ограничений стали покупать у шведов огнестрельное оружие и боеприпасы на меха.
Когда англичане Мэриленда начали продвигаться на север вдоль западного берега Чесапикского залива, паритет в численности и легком стрелковом вооружении позволил саскуэханнок временно прекратить экспансию белых пришельцев. Действия индейцев были столь болезнены, что в 1642 году губернатор Калверт своим провозглашением, что каждый встреченный саскуэханнок должен быть застрелен на месте.
В 1645 году саскуэханнок прекратил военные действия с Мэрилендом и подписали в 1646 и в 1652 годах договоры об отказе от своих претензий в Мэриленде между реками Чоптанк и Патаксент. По сути это не были родовые земли саскуэханнок, к тому же они получили компенсацию.
Война с восточными ирокезами
Когда деревни гуронов из Верхней Канады в 1647 году начали одна за одной исчезать под страшными ударами ирокезов, саскуэханны направили посольство, чтобы предложить им помощь против общего врага. К этому времени саскуэханны вместе со своими подчиненными племенами могли без труда выставить на поле боя 1300 воинов, обученных использованию огнестрельного оружия и тактике огневого боя. За что нужно было сказать спасибо трем шведским солдатам, затребованных саскуэханнок в качестве наставников.
Прежде чем вмешаться в войну, саскуэханнок начали с переговоров и отправили посольство к онондаго, хранителям огня Совета союза ирокезов, чтобы призвать стороны к миру. Ирокезы отказались, а гуроны, впавшие в апатию, не предприняли никаких активных шагов, чтобы заручиться помощью дружественных саскуэханнов.
В 1651 году ирокезы (восточные - мохоки и онейда), опьяненные успехами в деле уничтожения и вливания в свои ряды гуронов, эри и нейтралов, спровоцировали войну с саскуэханнок, ограбив их охотников на озере Онтарио. Следующие пять лет прошли в режиме непрекращающейся набеговой войны, во время которой произошло несколько важных событий.
Саскуэханнок впервые посетила крупная эпидемия оспы и они лишились своих шведских союзников, которых в сентябре 1655 году выбили из Америки голландцы. Саскуэханны в ярости совершили набег на Новый Амстердам и загнали "минхеров" за стены укреплений, но в итоге пошли на мировую, уступив земли на р. Делавэр, заручившись нейтралитетом голландцев в своем противостоянии с ирокезами. В 1656 году последовал мир с восточными ирокезами, тоже уставшими от войны и пострадавшими от оспы.
Война с западными ирокезами
Как и десять лет назад, крупная война совпала с разрушительной эпидемией оспы 1661 года, уменьшив число воинов до 700 чел. Вскоре после этого возле главного города саскуэханнов у порогов Коноваго было врагами было убито несколько человек. Это был результат набега западных ирокезов (сенека, каюга и онондаго), которые расправившись с гуронами и эри переключили свое внимание на саскуэханнок.
Которые свою очередь, так сильно надавили на каюга, что некоторые из них отступили через озеро Онтарио в Канаду. Рейдовые отряды саскуэханнок устраивали засады на путях сообщения сенека, что те больше не решались везти свои меха к голландцам в Олбани, за исключением крупных караванов в сопровождении шестисот человек, но и они выбирали самый окольный путь.
Большую помощь в войне с ирокезами оказали англичане из Мэриленда, т.к. ирокезы были в союзе с голландцами, врагами и конкурентами англичан в Северной Америке. По договору от 1 мая 1661 года Мэриленд отправил к саскуэханнок 50 солдат, чтобы они помогли укрепить их главный город бастионами в европейском стиле. 28 июля 1663 года мэрилендцы передали саскуэханнок 2 бочки с порохом, 200 фунтов свинца и одну из двух небольших пушек на свой выбор.
В апреле 1663 года западные ирокезы собрали войско из восьмисот человек, чтобы взять штурмом, главную крепость (форт) саскуэханнок. Однако, достигнув форта, они обнаружили, что форт хорошо защищен двойным частоколом, с одной стороны штурму мешал крутой берег реки, а с другой два выступающих бастиона с установленными на них пушками.
После нескольких пустяковых стычек ирокезы прибегли к хитрости. Они послали в форт группу из двадцати пяти человек, чтобы договориться о мире и попросить провизию на обратную дорогу. Саскуэханнок любезно приняли "послов", но тут же сожгли всех заживо на глазах соотечественников. Говорят, что когда ирокезы отступили, саскуэханнок преследовали их, убив десять человек и взяв столько же в плен.
После этого война велась небольшими отрядами, и пленных саскуэханнок время от времени сжигали в деревнях онондаго, сенека и каюга, точно также как и пленных ирокезов сжигали в деревне саскуэханнок у Коноваго. Осенью 1669 года саскуэханны после победы над отрядом каюга, отправили к ним посла с предложением мира, но каюга казнили посланника, одновременно с этим онейда отправили каюга 9 скальпов саскуэханнок с 40 поясами вампума, чтобы их братья по союзу не прекращали войну.
Летом 1672 года отряд из сорока каюгов спустился по Саскуэханне на каноэ, а двадцать сенека отправились по суше, чтобы атаковать саскуэханнов во время работы на их полях. Однако, отряд из 60 юношей и мальчиков саскуэханнок, старшему из которых было не больше 16 лет, напали на сенека и разбили их, убив и пленив по одному воину.
Воодушевленные победой, молодежь двинулась в атаку на каюгов и тоже их победила, убив восемь и ранив стрелами, ножами и томагавками еще пятнадцать или шестнадцать человек. Однако, молодые воины тоже понесли тяжелые потери, лишившись 15 товарищей.
К этому времени саскуэханнок были настолько ослаблены войной и эпидемиями, что могли собрать только триста воинов. К 1675 году саскуэханнок были вынуждены покинуть берега родной реки и просить убежища у колонистов Мэриленда. На северном берегу реки Потомак им была выделена земля возле нескольких заброшенных индейских фортов.
Падение
Но это решение стало роковым для саскуэханнок. В этом же году разыгралась пограничная война между вирджинцами и остатками алгонкиноговорящих племен Потомака.
В 1675 году представители племени догэ сочли себя обманутыми Томасом Мэтьюзом, колонистом из Вирджинии, и в качестве компенсации украли у него несколько свиней. В результате ряда нескольких инцидентов между вирджинцами и догэ спор перерос в настоящую войну.
Полковник Джон Вашингтон возглавил толпу из 1000 вооруженных колонистов из Вирджинии перешел через реку Потомак в Мэриленд и напал на форт саскуэханнок в Пискатауэй-Крик, утверждая, что там укрывались догэ. Мэрилендцы вместо того, чтобы защищать саскуэханнок, которым они сами предложили перебраться на реку Потомак, присоединились к вирджинцам в осаде форта.
В конце концов саскуэханнок смогли заверить колонистов в том, что они хорошие и мирные индейцы, и даже дали в заложники шесть своих сахемов (вождей). Индейцам позволили покинуть форт, однако, все заложники без объяснения причин были убиты. Разъяренные саскуэханнок начали ужасную пограничную войну, нападая на одиночные фермы вдоль границы поселений Вирджинии.
Зимой 1675-76 годов саскуэханнок были обнаружены западными ирокезами «за Вирджинией» и перестали существовать как народ. Остатки некогда могущественного племени были переселены на земли могавков и онейда. В 1708 году ирокезы сжалились над саскуэханнок, которые к этому времени уже потеряли свою идентичность, и позволили им вернуться на родную реку, где они построили деревню Конестога.
В 1763 году, когда саскуэханнок- конестога насчитывалось всего несколько десятков человек, они стали жертвой общей подозрительности ко всем краснокожим во время восстания Понтиака. Власти спрятали конестога в тюрьме г. Ланкастер от гнева "возмущенных граждан", но группировка, известная как Мальчики Пакстона, ворвалась в тюрьму и учинила жестокую расправу над индейцами.
Так перестало существовать некогда могучее племя саскуэханнок.