Первый раз всегда страшно. Поражает, удивляет, а то и вводит в ступор. И сначала все еще продолжаешь надеяться, что показалось.
Переспрашиваешь.
И если ребенок повторяет уверенным голосом, еще есть шанс, что он, действительно, произносит что-то безобидное. Просто он пока не выговаривает все буквы, вот и слышится всякое. А на самом деле девочка, например, просит ту розовую сумку с пони.
Сумку, всего лишь сумку.
Но если ребенок начинает смущаться, отворачивается, не торопится повторять, почти наверняка не послышалось.
И малыш понимает, что слово это говорить не стоит. Может пока не знает почему, но явно осознает, что мама не рада именно из-за него.
Так что же делать, если ребенок произносит плохое слово.
В дошкольном возрасте малыш просто копирует взрослых. Он не вкладывает особого смысла в бранные высказывания или туалетную лексику. Просто пытается выделиться, обратить на себя внимание. И если этого внимания не будет, то и незачем повторять сказанное.
А если вскрикивать «Что ты сказал? Чтобы я этого больше не слышала!»
или «Еще раз скажешь, точно накажу», ребенок поймет, что это что-то интересное.
И захочет попробовать снова.
Или кроха использует нежелательное выражение, чтобы проверить границы.
Узнать, что позволяют ему мамы-папы, а на что наложено табу.
Дети часто это делают, чтобы проверить, как это работает:
- Нельзя сейчас или вообще. Может только в этой ситуации или месте (можно дома и не надо на улице);
- Нельзя при маме и папе, а можно при бабушке, дедушке и других взрослых;
- А что же случится, если все-таки сделаю (в данном случае скажу). Будет ли он наказан или это все пустые угрозы.
А может ребенок и вовсе считает, что он не говорит ничего плохого.
Не исключено, что он часто слышит это слово от родителей, которые думают, что малыш еще ничего не понимает. Тут все логично. Он просто копирует.
Можно миллион раз объяснить ребенку, что говорить нельзя. Но если не следить за собственной речью, использовать те самые запретные слова, все объяснения обнуляются.
В итоге все равно придется объяснить ребенку, почему не стоит использовать это слово.
Рассказать, что оно некрасивое, бранное, грубое. Что в семье не принято применять подобные выражения. И надо подобрать замену, альтернативу, которую не стыдно произнести в любом месте.
Не надо говорить, например, девочке, что так выражаются только мальчики. Вряд ли это ее удовлетворит. Она может это воспринять совсем не так, как ожидали родители.
А почему это им можно, а ей нельзя.
Чем это она хуже мальчиков.
Главное не ругать, не высмеивать, не стыдить.
Любая реакция, позитивная она или негативная, важно, что яркая, только усилит акцент на плохом слове.
Малыш не забудет его, а в памяти, наоборот, оно закрепится. А если сделать вид, что ничего необычного не происходит, скорее всего ребенок скоро забудет о ругательстве. Конечно, если оно не в обиходе у кого-то из его окружения.
Тут еще можно постараться узнать, где малыш услышал это слово-выражение. И если возможно поговорить с, так сказать, источником брани, попросить держать в себя в руках, фильтровать используемые слова.