Найти тему
Между словами

О "Преступлении и наказании"

Вопрос «Что есть преступление?» - в центре внимания Фёдора Михайловича Достоевского. С одной стороны, #преступление – это убийство, которое совершает главный герой романа Родион Раскольников: убивает старуху-процентщицу и ее сестру. С другой же, его преступление – это мысль о вседозволенности, возвышении одного человека над другим, теория"наполеонизма". Если внимательно читать роман, то понимаешь: #Достоевский выделяет в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических.

Родион Раскольников - глубоко грешный человек. И грех его, прежде всего, в гордыне, в мысли о том, что все вокруг – обыкновенные люди, а он, возможно, «право имеющий». Именно этот вопрос измучил главного героя: “Тварь я дрожащая или право имею?”. Под нищенским потолком комнаты-гроба в уме голодного бывшего студента, который не может восстановиться в университете, родилась чудовищная теория. Внимательный читатель проследит её зарождение. О чём упорно думает #Раскольников? О бедах несправедливо устроенного общества, как избавить людей от страданий. Он приходит к мысли, что надо убить злую, никому не нужную женщину, которая зарабатывает на сомнительных финансовых операциях, жизнь которой на общих весах значит “не более, как жизнь вши”, а деньги её употребить во благо. Родион решает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как убежден, что “воля и разум сильной личности может осчастливить толпу”, что во имя великой идеи, справедливости кровь может быть оправдана, разрешена, необходима...

Герой пришел к своей теории в результате долгих размышлений над всей историей человечества. В опубликованной им статье "О преступлении" он убеждает читателей, что всегда существуют две категории людей: люди, безропотно принимающие любой порядок жизни, — «твари дрожащие» — и смело нарушающие моральные нормы и порядок во имя новых норм и законов. Великие личности не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Их считают преступниками только современники, а #история же оправдывает жертвы законами прогресса. Движение общества всегда совершается путем попрания Наполеонами «тварей дрожащих». Так как прогресс нельзя остановить, то неизбежны и жертвы, и кровь, и великие преступники.

Иллюстрация к роману Станислава Косенкова
Иллюстрация к роману Станислава Косенкова

После содеянного началось в жизни Родиона Раскольникова страшное, и писатель нам ярко показывает, что происходит в его сознании. Достоевский гениально показал страдания человека, возомнившего себя Наполеоном и с горечью осознавшего, что он не может быть «необыкновенным». Он физически заболевает, изменяется его отношение к окружающим. Как точно отметил Владимир Набоков: «Преступление доводит преступника до душевного ада», это и показал нам Достоевский в романе. Раскольников начинает ощущать себя отщепенцем, понимает, что между ним и окружающими людьми возникает пропасть, что он переступил нравственный барьер и сам поставил себя вне законов человеческого общества. В этом он и признается Соне Мармеладовой. Только ей, тоже преступивший закон морали, он доверяет свою страшную тайну. В пронзительных словах главного героя «Разве я старушонку убил? #Ясебяубил ,а не старушонку!Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!А старушонку эту черт убил, а не я…» , лежит ключ к пониманию сути преступления: он убил в себе человека.

«„Чем, чем, — думал он, — моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так... странною. Но чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово злодеяние? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, но и возьмите за букву закона мою голову... и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг“. Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Вот такие мысли мучают главного героя в начале каторги. Достоевский показывает читателю: Раскольников прежде всего преступник в нравственно-философском смысле, потому что в основе его преступления теория о делении людей на обыкновенных и необыкновенных. К убийству героя привели теория, подтвержденная историческими фактами, и, конечно, собственные "живые" впечатления о жизни людей в Петербурге.

Внимательный читатель романа непременно задумается над вопросами: почему Раскольников после покаяния на Сенной и явки с повинной по-прежнему не считает преступлением совершённое убийство, а винит себя только в том, что оказался неспособным вынести это «разрешение крови по совести», не выдержал испытания? Почему он считает свою теорию деления людей на разряды безобидной? Почему Раскольников не признает закон? Каково отношение самого Достоевского к теории?Конечно, ответив на это вопросы, придём к главному вопросу: «Делятся ли люди на „тварей дрожащих“ и „владык“?» #Роман построен так, что нет прямо выраженного отношения автора к герою, его поступкам, мыслям, читателю очень важно уметь услышать авторский голос, а для этого нужно внимательно читать, перечитывать - именно в ремарках автора показывается борьба Человека и Теории.

Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману "Преступление и наказание"
Иллюстрация Дементия Шмаринова к роману "Преступление и наказание"

Безусловно, Достоевский в романе "Преступление и наказание" поднял сложные проблемы. Десятиклассники (роман изучается в курсе русской литературы 19 века в 10 классе школы), если будут внимательно читать, будут учиться думать, размышлять вместе с героями, учителем, прекрасно, если родители перечитают и подключатся к обсуждению. Ведь глубина романов Достоевского и их значимость для русского сознания актуальна как никогда. Все наши проблемы писатель заранее знал и ответил на главные вопросы, его прозорливость поражает. Достоевский словно предвидел все ужасы и пытался предупредить. Но XX век плохо усвоил уроки гения. Какова истинная причина Второй мировой войны? Не теория ли? Не идея превосходства одной нации над другой?... Хочется верить, что школьники 21 века внимательно прочитают роман Достоевского и сделают выводы.

PS

Общие #потеричеловечествавоВтороймировойвойне , по приблизительным оценкам, - 43 миллиона человек.

СССР

С 22 июня 1941 г. по 2 сентября 1945 г. погибли порядка 26,6 млн человек. Общие материальные потери - $2 трлн 569 млрд (около 30% всех национальных богатств); военные расходы - $192 млрд в ценах 1945 г. Разрушено 1 710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий.

• Китай

С 1 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. в войне против Японии погибли от 3 млн до 3,75 млн военнослужащих и порядка 10 млн человек гражданского населения. Всего за годы войны с Японией (с 1931 по 1945 гг.) потери Китая составили, согласно официальной китайской статистике, более 35 млн военных и гражданских.

• Польша

С 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. погибли порядка 240 тыс. военнослужащих и около 6 млн гражданских лиц. Территория страны была оккупирована Германией, действовали силы сопротивления.

• Югославия

С 6 апреля 1941 г. по 8 мая 1945 г., по разным данным, погибли от 300 тыс. до 446 тыс. военнослужащих и от 581 тыс. до 1,4 млн гражданских лиц. Страна была оккупирована Германией, действовали отряды сопротивления.

• Франция

С 3 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. погибли 201 568 военнослужащих и около 400 тыс. гражданских лиц. Страна была оккупирована Германией, действовало движение сопротивления. Материальные потери - 21 млрд долларов США в ценах 1945 г.

• Великобритания

С 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. погибли 382 600 военнослужащих и 67 100 гражданских лиц. Материальные потери - около 120 млрд долларов США в ценах 1945 г.

• США

С 7 декабря 1941 г. по 2 сентября 1945 г. погибли 407 316 военнослужащих и около 6 тыс. гражданских лиц. Затраты на военные действия - порядка 341 млрд долларов США в ценах 1945 г.

• Греция

С 28 октября 1940 г. по 8 мая 1945 г. погибли около 35 тыс. военнослужащих и от 300 до 600 тыс. гражданских лиц.

• Чехословакия

С 1 сентября 1939 г. по 11 мая 1945 г., по разным оценкам, погибли от 35 тыс. до 46 тыс. военнослужащих и от 294 тыс. до 320 тыс. гражданских лиц. Страна была оккупирована Германией. Добровольческие части сражались в составе вооруженных сил союзников.

• Индия

С 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. погибли порядка 87 тыс. военнослужащих. Гражданское население прямых потерь не понесло, но ряд исследователей считает прямым следствием войны гибель от 1,5 до 2,5 млн индийцев во время голода 1943 г. (был вызван ростом поставок продовольствия британской армии).

• Канада

С 10 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. погибли 42 тыс. военнослужащих и порядка 1 тыс. 600 моряков торгового флота. Материальные потери составили около 45 млрд долларов США в ценах 1945 г.

Подробнее на ТАСС:
https://tass.ru/spec/wwii