Найти тему
Охотник за Мечтой

Три месяца без школы: дети учатся сами, обгоняя школьную программу

Оглавление
Лучше всего дети обучаются через игру, но школа и игра - вещи не совместимые
Лучше всего дети обучаются через игру, но школа и игра - вещи не совместимые

Вынужденный эксперимент

Три месяца назад я спонтанно начал образовательный эксперимент, переведя своих детей на семейное обучение. Причина была проста: мы переехали в город, а в школу нас не взяли, сославшись на то, что мест нет. Я не расстроился, наоборот, обрадовался. Потому что это стало поводом к тому, чтобы реализовать давно вызревавшую в моей голове концепцию самообразования, на которую я возлагаю большие надежды.

Суть концепции проста: нам всем нужен один единственный навык - умение самостоятельно решать задачи, которые ставит перед нами жизнь. Для этого мы должны уметь:

  • формулировать суть проблемы;
  • видеть альтернативные возможности её решения;
  • уметь работать с источниками информации для получения значимых сведений;
  • уметь адекватно оценивать результаты своего труда и выполнять работу над ошибками.

Если ребёнок умеет проходить весь этот алгоритм, то он спокойно занимается самообразованием, а затем, став взрослым, и самореализацией на ниве труда. А если же концепцию самообразования совместить с техниками целеполагания, позволяющими чаду понимать себя и выбирать интересные самому себе направления личностного роста, то уже к своему совершеннолетию он сумеет запустить свои собственные проекты, приносящие ему радость творчества и деньги.

Старший должен был перейти в пятый класс, младший - пойти в первый. Спустя три месяца самообразования (эксперимент начался в августе), я могу подвести первые итоги.

-2

Результаты

За эти три месяца старший закончил курс биологии за 5-ый класс, на три четверти освоил курс истории, на половину - географию и литературу. По остальным предметам немного обгоняет школьную программу.

"Первоклассник" идёт резвее, потому что мы с ним хорошо занимались и в прошлом году, так как в садик он не ходил. Поэтому сейчас он заканчивает математику за второй класс, разучивает стихи Омара Хайяма и уверенно пишет левой рукой. Так как он левша, то у меня были определённые сомнения по поводу того, как обучать его письму. Но оказалось, что причин для волнения нет никаких: ребёнок сам прекрасно пишет левой рукой. И если старается, то почерк лучше моего.

Занимаются дети полностью самостоятельно. Они сами составили себе расписание, придерживаются его, делают перерывы для отдыха. Первая половина дня у них проходит за уроками, потом - отдых, тренировки, кружки, секции. Младшего я контролирую, проверяю, объясняю новые темы. Старший полностью всё делает сам и лишь изредка подходит с каким-то особо трудным вопросом, с которым не мог разобраться.

Очень интересная ситуация получилась с английским языком.

-3

Эксперимент в эксперименте

Дело в том, что я сам английским языком не владею совершенно. В девятом классе экзамен сдал на отлично, но не помню даже алфавита. Поэтому изначально хотел нанять репетитора, чтобы тот занимался с нами со всеми. Но случилось так, что получив от репетитора первые указания и столкнувшись с необходимостью познакомиться с английским алфавитом, я уразумел, что такая наука будет нам всем в тягость. А значит, не будет и толку от таких уроков. Поэтому я решился ещё на один эксперимент и решил учить детей английскому самостоятельно.

Правда, смешно?

Английским мы занимаемся около месяца. Старший сказал, что он за этот месяц научился большему, чем за все года изучения английского в школе. Младший начал понимать английскую речь и составлять простейшие фразы. Но алфавит мы так и не выучили.

Зато английский дети ждут каждый день с нетерпением. Занимаемся по двадцать минут ежедневно.

А теперь о сложностях, с которыми я столкнулся в ходе семейного образования.

-4

Сложности и выводы

С образованием старшего сложностей практически нет никаких. Ещё раз подчеркну: в десять лет ребёнок способен учиться самостоятельно, если не избалован, если не испорчен его характер, а так же если он понимает, зачем ему это надо. Понять это он сможет тогда, когда родитель сам поймёт зачем он занимается тем, чем занимается (стимул "от зарплаты к зарплате" - самый лучший, чтобы убить всякое стремление к знанию).

1. Трудные вопросы.

Однако если у старшего есть вопрос по программе, то я, скорее всего, на него не смогу ответить. Поэтому мне приходится самому гуглить, искать ответ, а потом объяснять ему. Это требует времени и терпения. Зато это сближает и делает вас частью того феномена, имя которому - семья.

2. Умение объяснять.

Куда больше сложностей с младшим. У младшего есть два больших когнитивных плюса: он способен проявлять феноменальное упорство и имеет явную склонность к математическому мышлению. Но особенность его психики такова, что ему нужно каждую новую тему буквально разжевать и объяснить одно и то же по десять раз. Зато усваивает он крепко, а усвоив - применяет легко и спонтанно.

Чтобы обучать его, мне требуется использовать всё своё терпение и выдержку. И я теперь очень хорошо понимаю, что в школе бы с ним никто так не занимался: у педагога при тридцати учениках в классе просто нет такой возможности. А раз так, то никаких его способностей я бы просто не увидел - они бы себя не проявили.

Аттестацию мы планируем сдавать онлайн в конце года. Но это касается старшего. Младший будет проходить аттестацию, когда освоит программу начальной школы. Думаю, это будет через год,

А выводы из всего вышесказанного очень простые: семейное образование - это очень круто, если у вас есть время и желание заниматься со своими детками.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#образование #педагогика #дети #воспитание #учёба #школа #семья #психология #образ жизни #саморазвитие