Найти тему
History Empires

Какие ещё лётчики, кроме Маресьева, поднялись в небо после тяжёлой травмы и ампутации. Как сложилась их судьба

Оглавление

Прославленный советский лётчик Алексей Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека». Очень надеюсь, что большая часть нашего общества слышали о нём.

Об этом человеке с невероятной волей к жизни написана книга, по которой позднее был снят фильм.

Но были в нашей истории и другие герои-­авиаторы. Они также, как и Маресьев, получили тяжелейшие травмы. И также вернулись в небо. Давайте вспомним о них.

Михаил Левицкий

Его знали лётчики всего Советского Союза.

Михаил Левицкий.
Михаил Левицкий.

Пилота гражданского У-2 в первый же день войны направили в Москву в особое авиационное соединение. пилотируя У-2, Михаил Николаевич бомбил врагов, доставлял боеприпасы партизанам и на передовую, эвакуировал раненых, забрасывал через линию фронта диверсионные группы.

В июне 42-го его самолёт был сбит. Раненный в ногу Левицкий попал в немецкий плен. Через несколько дней у него началась гангрена. Врачи из военнопленных, имея ограниченный набор лекарств и инструментов, ампутировали Михаилу ногу. Операция происходила без обезболивающих препаратов.

С надеждой победить и вернуться к своим Михаил Левицкий прошёл через все муки и кошмары фашистских лагерей. В июле 1944 года советские войска освободили военнопленных, в числе которых был и Левицкий.

Много времени после этого Михаил Николаевич провалялся в госпиталях. Когда выписался, захотел возвратиться в строй. Но ему отказали.

Много он вынес, пока не научился прилично ходить на протезе. И все-таки добился своего. Его поддержал главный штурман Министерства гражданского воздушного флота, посоветовав ему пройти обучение в штурманском училище.

С 1946 года по 1966 год Михаил Николаевич летал в качестве штурмана на различных гражданских самолётах. После продолжал работать дежурным на аэровокзале.

Скончался Михаил Николаевич 18 июля 2008 года.

Юрий Гильшер

Лётчики, которые во время Первой мировой сбивали пять и более самолётов, считались асами. В их числе был и столбовой дворянин Юрий Владимирович Гильшер.

Юрий Гильшер.
Юрий Гильшер.

В 1915 году, окончив Гатчинскую авиационную школу, Гильшер получает звание "военный летчик" и наскоро попрощавшись с родными, отправляется на фронт.

27 апреля 1915 года самолет конструктора Игоря Сикорского "С-16", который пилотировал Юрий Гильшер, потерпел крушение. Лётчик чудом выжил. Гильшеру оторвало стопу левой ноги и разбило голову, а уже в госпитале ему ампутировали ногу до самого колена.

Когда нога зажила, Юрию изготовили деревянный протез, с помощью которого он стал заново учиться ходить. А еще он мечтал вернуться в строй и подняться в воздух.

И у него это получилось. Он всего лишь при ходьбе немного прихрамывал и доктора разрешили ему вернуться в строй. 30 октября 1916 года Юрий вернулся в свой отряд и летал почти каждый день, когда позволяли погодные условия.

Юрий Владимирович погиб в воздушном бою 7 июля 1917 года. Ему было всего лишь 22 года.

Александр Прокофьев-Северский

Александр Николаевич Прокофьев-Северский был потомственным дворянином из семьи военных.

Александр Прокофьев-Северский.
Александр Прокофьев-Северский.

Окончив теоретические курсы, Прокофьев-Северский был откомандирован в Севастопольскую военную авиационную школу, где обучался до июля 1915 года. Затем был направлен на остров Эзель, где была база гидропланов «Конкорд».

В первом же боевом вылете он подорвался на собственной бомбе. Остался жив, но лишился правой ноги.

В начале 1916 года, после выписки из госпиталя, его назначили наблюдателем за постройкой и испытанием гидропланов, предназначенных для Балтийского флота на петербургском заводе 1-го Российского товарищества воздухоплавания. Одновременно он осваивал специально изготовленный для него протез.

После того, как Николай II узнал, что Прокофьев-Северский во время одного из показательных полётов заменил недостающего лётчика, то лично разрешил ему летать.

До октября 1917 года Прокофьев-Северский налетал более 1600 часов, участвовал в 57-и воздушных боях. Одержал более пяти воздушных побед, то есть считался асом.

Новую власть Александр Николаевич не принял и эмигрировал в США, где получил американское гражданство.

Скончался Александр Прокофьев-Северский 24 мая 1974 года, не дожив ровно 2-х недель до своего 80-летия, и был похоронен в Нью-Йорке – городе, где увы, прошла большая часть его жизни.

Захар Сорокин

Когда началась Великая Отечественная, Захар Артёмович служил в 32-м истребительном полку ВВС Черноморского флота (Севастополь). В июле был переведен в 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота.

Захар Сорокин.
Захар Сорокин.

25 октября 1941 года Захар Сорокин, будучи уже раненым, совершил воздушный таран и приземлился в тундре. Шесть суток он раненым пробирался к своим, отморозив обе ступни.

После госпиталя, в котором ему ампутировали ступни ног, Захар на протезах вернулся в полк и продолжал летать. Сбил три самолёта противника.

После войны Сорокин не демобилизовался, а продолжил служить на Черноморском флоте, где до 1955 года он летал на подаренном ему земляками самолёте «Тихорецкий комсомолец».

Звание Героя Советского Союза ему присвоили уже после войны в 1957 году. Скончался Захар Артёмович 19 марта 1978 года.

📌 Вашему вниманию: