Найти в Дзене

Скрипт-доктор

Оглавление

В последнее время начинает набирать популярность выражение «Скрипт-доктор», несмотря на то что появилась данная профессия в кинематографе давно. Да так давно, что точно и неизвестно кто придумал именовать эту профессию докторами. Основная версия заключается в том, что так просто повелось от журналистов.

Эта профессия в производстве сценария очень нужна и важна, так как создаёт лучшую версию сценария. Но Вы, уважаемый сценарист, прежде чем записываться к этому доктору на приём, должны точно знать кто он и какие конкретно функции выполняет.

Самая большая ошибка возникает тогда, когда скрипт-доктора путают или и вовсе считают сценарным консультантом. Но в кинодеятельности это два разных персонажа. И чтобы это понять, давайте узнаем определение скрипт-доктора.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Скрипт-доктор относится к, если можно так выразиться, высшим эшелонам писателей. Его работа начинается, когда заканчивается редактура сценария, а нередко и во время съёмочного процесса.

Задача скрипт-доктора состоит в том, чтобы направить уже готовый текст на победный путь. Победный путь заключается прежде всего в монетизации кинокартины, поэтому скрипт-доктора очень ценит производитель фильма. Для этого скрипт-доктор, обладая большим опытом, переправляет некоторые точки в сценарии: усиливает роли для актеров, добавляет юмора в драме там, где необходимо, драму в юморе там, где необходимо, подправляет диалоги под целевую аудиторию, удлиняет/укорачивает сценарий фильма или даже меняет финал.

Если фильм уже начинает сниматься, то скрипт-доктора также вызывают, чтобы исправить какие-то моменты в сценарии, пока не поздно. Скрипт-доктору дают указания только производители. Сценаристы, операторы и другие объекты съёмочной группы не в праве указывать скрипт-доктору, что и как делать. Если не считать режиссёрского сценария, то версия после редактуры скрипт-доктора является последней версией сценария.  Однако имя скрипт-доктора в титрах почти никогда не пишется.

Долго объяснять, кто такой сценарный консультант не стоит. Все и так его знают. И сравнивая с определением скрипт-доктора, описанного выше, можно увидеть самое главное отличие: Сценарный консультант нужен на самой начальной стадии сценарного написания и лишь даёт советы, к которым автор может и не прислушиваться. В то время как скрипт-доктор необходим на последней стадии сценарной редактуры и, никого не спрашивая, исправляет сценарий так, как считает нужным.

КАК СТАТЬ СКРИПТ-ДОКТОРОМ

Вы должны иметь 4 положительных пункта, чтобы стать скрипт-доктором:

- отлично разбираться в структуре истории.

- выдерживать давление и быть на связи в любое время.

- не путать себя с консультантом.

Если всё это совпадет, то не спешите. Так как это всего 1 процент от 1 процента деятельности скрипт-доктора. Ведь последний пункт заключается в том, чтобы работать в кинематографе. И не просто забежать на съёмочную площадку 1-2 раза, а иметь большой опыт как писательский, так и съёмочный. А также понимание закономерности конвертирования текста в картину, а картины в деньги.

Дело в том, что скрипт-докторы находятся там, где они есть, не только из-за того, что прекрасно изучили структуру драматургии, но и по тому что имеют здоровый организм, голову, умеют быстро думать, придумывать, импровизировать, решать форс-мажорные ситуации, справляться с давлением и работать в трудных ситуациях.

В настоящее время на плечи скрипт-докторов сваливается колоссальное давление. Ведь кинотеатрам всё труднее продавать кинофильмы. И задача скрипт-доктора найти некий баланс между искусством и сборами. То есть, угодить и зрителю, и производителю.

СКРИПТ-ДОКТОРЫ В МИРОВОМ КИНЕМОТОГРАФЕ

Том Стоппард

-2

В свое время Джордж Лукас привел Тома Стоппарда на "Месть Ситхов", чтобы тот помог ему с последним приквелом. Вы можете себе представить, что после «Скрытой угрозы» и «Атаки клонов» Лукас  забеспокоиться о том, что последняя глава его опуса будет воспринята не так хорошо?

И тем не менее Джордж Лукас решил взять самого лучшего на его взгляд скрипт-доктора. Возможно ему понравилась работа Стоппарда в  картине «Индиана Джонс: Последний КрестовыйПоход» Спилберг как-то заявил, что Стоппард был ответственен за “каждую линию диалога в этом фильме.”

Братья Коэн

-3

Хотя они, безусловно, очень успешные писатели в своих собственных фильмах, иногда братья Коэн берут на себя обязанности скрипт-докторов. Самая известная их работа – «Аферисты Дик и Джейн»

Кевин Смит

-4

Легенда гласит, что Кевин Смит проделал большую работу над сценарием "Бар Гадкий койот", однако режиссер Дэвид Макнелли отзывался о Кевине неоднозначно: “он был потрясающим скрипт-доктором, но довольно грубым, и в нем не хватало эмоционального элемента в отношениях.”

Аарон Соркин

-5

Аарон Соркин считается одним из королей диалога. И их дуэт со Стивеном Спилбергом, где первый «лечил» диалоги получился замечательным. Ведь в «Списке Шиндлера» персонажи буквально пели.

Джад Апатоу

-6

Апатоу славится своей веселостью и остроумием, что очень много значит. Он работал скрипт-доктором в фильме "Брюс Всемогущий", например, где познакомился со Стивом Кэрреллом. И это ещё один очень удачный и подходящий дуэт.

Ноа Баумбак

-7

Сценарист «Кальмара и Кита», «Водной жизни» и других инди-фильмов заинтересовал студию DreamWorks и в 2012 году они пригласили его поработать скрипт-доктором в анимационном фильме «Мадагаскар 3». Кстати, Баумбак даже указан в титрах, не смотря на то что был скрипт-доктором. Всё по тому что внёс так много правок, что сценарий изменился более, чем на 33%.

Шейн Блэк

-8

Шейн Блэк ворвался на сцену в 1987 году со «Смертельным оружием». Он был слишком известным для скрипт-доктора в 90-х, но после его звезда немного поблекла.

Затем он внезапно снова оказался внутри хита в конце 2000-х годов уже с «Железным Человеком». В титрах указан не был, но вносил огромное количество правок. Студии Марвел очень понравились правки и они привлекли Шейна позже, для третьего фильма франшизы.

Дональд Гловер

-9

Дональд Гловер очень помог в "Черной Пантере", он, как ни странно, добавил юмора, а также помог с некоторыми другими элементами истории. Получил право на титры.

Чарли Кауфман

-10

Один из самых своеобразных писателей, Кауфман, сделал несколько «докторских» работ по сценарию "кунг-фу Панда-2". Его задачей было ещё и связать без провисаний историю второй панды с первой.

Паттон Освальт

-11

Паттон Освальт работал над множеством различных сценариев в качестве скрипт-доктора, но именно его работа над сценарием «Луни Тьюнс снова в деле» привлекла большее внимание.

Джейсон Рейтман

-12

Рейтман ворвался в кинематограф с «Юноной», но он также выполнял работу скрипт- доктора над «Невероятным Бертом Уандерстоуном».

Квентин Тарантино

-13

Да, и он тоже в этом списке. Не нуждается в представлении, но мало кто знает, что он был скрипт-доктором в военной драме "Багровый прилив".

Джосс Уэдон

-14

Задолго до того, как он вошёл в «Лигу Справедливости», Уэдон выполнял нервную работу скрипт-доктора в сценарии «Скорость». Он не указан в титрах, но говорят, что он написал чуть ли ни все диалоги для фильма.

Роберт Таун

-15

Один из величайших сценаристов всех времен, с почти идеальным «Китайским кварталом». Таун был таким великим и успешным писателем, что все хотели воспользоваться его способностями скрипт-доктора. Он переписывал "Крестного отца", "Заговор Праллакс" и даже "Бонни и Клайда".

Элейн Мэй

-16

Некоторые помнят ее как половину гениального комедийного дуэта с Майком Николсом, другие, возможно, помнят ее за позорную картину "Иштар". Но вот её писательская деятельность охватывает десятилетия, и ее талант помог сформировать некоторые из величайших сценариев всех времен. «Тутси» , «Лабиринт» и даже «Клетка для пташек». Ее работа скрипт-доктора выдержала испытание временем.

Том Манкевич

-17

В основном известен своей работой над франшизой о Джеймсе Бонде, но Манкевич был скрипт-доктором и в «Супермэнах».

#сценарий #сценарист #кино #фильмы