На рынке недвижимости всегда существует два периода. Первый — рынок покупателя. Предложений настолько много, что недвижимость никак не продается, спрос слабый, а покупатель диктует условия. Второй - рынок продавца. В этом случае в привилегированном положении собственники, так как спрос на недвижимость огромный, а хороших объектов не так много.⠀
Понятно, что хороший продукт найдет покупателя. Но в период с 2008 года был настолько сильный рынок покупателя, что торги шли буквально за каждый объект. После 2014 года ситуация лишь усилилась. За этот промежуток времени агентства недвижимости привыкли работать по одному правилу: мы оказываем услугу продавцу, он платит комиссию, покупатель не несет затрат на поиск. В этом случае собственники знали, что агент приводит тех редких покупателей, и были готовы платить высокую цену.
В 2020 произошел кардинальный разворот, и рынок покупателя стал рынком продавца. Высокий спрос на городскую и загородную недвижимость способствовал тому, что хорошие объекты быстро ушли с рынка, кто-то вообще решил не продавать, а кто-то понял, что не стоит торопиться и лучше придержать объект, чтобы позже реализовать его дороже. Так продавцы стали диктовать свои условия и цены. Даже появились случаи, когда цена повышалась в процессе переговоров - после того, как покупатель уже выразил желание приобретать и согласился на листинговую стоимость.⠀
Усилилась и борьба среди агентств недвижимости и брокеров за ставшие столь редкими объекты. В рамках этой конкуренции дело дошло даже до демпинга по комиссиям! И это однозначно порочная практика, которая вредит рынку.⠀
Неудивительно, что собственники пользуются сложившейся ситуацией и диктуют свои условия - в том числе, снижая размер комиссии.⠀
Сегодня мы видим на рынке много немотивированных оптимистично настроенных продавцов, которые завысили цены по принципу “авось продастся”, и брокеров, которые готовы работать за более низкое вознаграждение при принятом на рынке стандарте 3-5% в городе и 4-6% в загороде. И важно понимать, что это не самые профессиональные агенты, которые обесценивают свою услугу - они не смогут оказать действительно качественную услугу.
Какие выводы стоит делать из сложившейся ситуации?
ДЛЯ БРОКЕРОВ
- Этот период нужно просто пережить. Наиболее успешный формат работы — это все равно работа с собственниками. Лучше дождаться, когда рынок снова развернется в сторону покупателей, и собственникам будет не так легко реализовывать недвижимость.⠀
- Работать с покупателями, так как они остаются недообслуженными. Как и прежде покупатели бродят от агентства к агентству, ожидая, что где-то предложат что-то интересное. На самом же деле, искать под них специально никто не хочет, потому что у брокеров, во-первых, нет гарантий получения комиссии, а во-вторых, их запросы зачастую слишком нереалистичны. Наступило время для того, чтобы развивать услугу подбора недвижимости в формате эксклюзивного договора на поиск.⠀
ДЛЯ ПРОДАВЦОВ
- Если в ближайшей перспективе вы чувствуете необходимость продажи - не жадничайте. Выходите из своей недвижимости. Лучше сделать это сейчас, пока есть спрос, чем ждать, когда он пойдет на убыль, и продать значительно дешевле.⠀
- Эксклюзивные продажи – это услуга, которая независимо от того, кому в большей степени принадлежит рынок, является самым эффективным инструментом реализации и помогает выгодно продать объект. Задумайтесь об этом.⠀
ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
- Советую найти профессионала, которому вы сможете доверить, и заплатить за представление собственных интересов. В этом случае брокер будет с большей отдачей шерстить рынок и с высокой вероятностью найдет подходящий объект.⠀
- Знаю, что далеко не все брокеры готовы оказывать услугу поиска, да и профессионалов в этом направлении не так много - буквально единицы, поэтому рекомендую тщательно подойти к выбору эксперта.⠀
Надеюсь, что каждому будут полезны эти выводы и небольшие советы.
Друзья, коллеги, а как вы думаете, как скоро рынок снова развернется в сторону покупателей?
Алексей Аверьянов
Генеральный директор Vesco Group
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | VKontakte | YouTube | Telegram | TikTok