Найти в Дзене
Фабрикант

Как расторгнуть контракт по 44-ФЗ и не пострадать

Оглавление

Законодательство о закупках разрешает участникам контракта отказываться от его исполнения. Можно сделать это мирно, по соглашению сторон, либо со взаимными претензиями, через суд. Третий вариант — расторжение по инициативе одной из сторон, возможен, если такое условие есть в контракте. Мы расскажем про различные способы расторжения и их последствия для поставщика.

По соглашению сторон

Этот вариант самый раcпространённый, в 2020 году его применяли в 93% случаев (по данным Минфина России). Можно выделить три основания “развода” сторон без взаимных претензий:

✔️ поставщик не может выполнить условия контракта по не зависящим от него причинам.

Пример: ООО “Колос” заключил контракт на поставку уникального оборудования. На единственном заводе, который его выпускает, сломалась основная сборочная линия. Восстановление производства займёт несколько месяцев. Поставить оборудование в указанные в контракте сроки не получится;

✔️ заказчик не выбрал весь объём товаров (услуг) по контракту.

Пример: согласно условиям договора, в городскую больницу №5 должны были поставить 2 тысячи постельных комплектов 4 партиями в течение года. Заказчик получил 3 партии, и посчитал что этого достаточно до конца года;

✔️ произошли форс-мажорные обстоятельства, помешавшие исполнению контракта в полном объёме;

Пример: из-за пандемии коронавируса, средняя школа №7 в апреле 2020 года перешла на дистанционный вариант обучения. Поэтому от поставки готовых обедов для школьной столовой на апрель и май пришлось отказаться.

Основное условие обоюдного расторжения контракта — отсутствие требования по возмещению ущерба за счёт другого участника.

Стороны фиксируют состояние расчётов на определённую дату и составляют дополнительное соглашение к контракту.

В нём нужно прописать:

  • дату и место составления;
  • причину расторжения контракта;
  • количество уже поставленного товара (оказанных услуг, выполненных работ) и сумма фактической оплаты;
  • условия и сроки возврата авансовых платежей или обеспечения исполнения контракта (при необходимости);
  • подтверждение прекращения обязательств по контракту;
  • указание на отсутствие претензий друг к другу;
  • реквизиты сторон.

После расторжения контракта по обоюдному согласию поставщик в РНП не попадает.

По инициативе заказчика

Контракт можно расторгнуть по инициативе одной из сторон, только если это условие в нём прописано. В противном случае инициатор должен подать в суд на своего контрагента.

В каких случаях заказчик может подать на расторжение контракта:

✔️ поставщик не начал исполнять контракт или делает это со значительным отставанием от графика.

Пример: строительная фирма должна была отремонтировать здание до 1 апреля 2021 года. Однако по состоянию на 1 марта работы так и не начались. Эксперты подтвердили, что даже при ударном темпе работ весь ремонт за 1 месяц они выполнить не смогут;

✔️ сведения о товаре или поставщике, указанные в заявке для участия в торгах, не соответствуют действительности.

Пример: в первой части заявки и в контракте написано, что футбольные мячи произведены во Франции. По факту они оказались сделанными в Китае. Кроме того, поставщик указал что он официальный дилер компании-изготовителя, но это не подтвердилось;

✔️ качество товара (услуг) не соответствует требованиям заказчика.

Пример: заключили контракт на поставку полиэтиленовых пакетов которые могут выдержать до 25 кг веса. По результатам испытаний выяснилось, что пакеты рвутся уже при 10 кг.

Важный момент: претензии заказчика должны быть обоснованы и подтверждены экспертизой или актом выявления расхождений.

В течение 3 рабочих дней после принятия решения о расторжении контракта заказчик должен разместить информацию об этом в ЕИС и одновременно отправить уведомление поставщику заказным, электронным письмом или иным способом, подтверждающим получение.

10 дней дают поставщику для устранения выявленных замечаний. Решение отменят, если недоделки будут исправлены. В противном случае контракт расторгнут, а поставщика внесут в РНП в соответствии с частью 16 статьи 95 Закона №44-ФЗ. Решение о включении поставщика в РНП принимает ФАС — в течение 3 дней после поступления документов от заказчика.

У заказчика остаётся право возместить фактический ущерб, нанесённый ненадлежащими действиями поставщика (ч.23 статьи 95 Закона №44-ФЗ).

После расторжения этого контракта заказчик может заключить новый — с участником, занявшим в торгах второе место, либо объявить новую закупку.

По инициативе поставщика

Если контракт нарушается заказчиком, поставщик может инициировать его расторжение. Но только если это право указано в контракте. Поводом для расторжения может стать:

✔️ необоснованный отказ заказчика принять товар или услугу.

Пример: ИП Васильев установил новую систему вентиляции в Доме культуры, но руководитель учреждения не подписывает акт приёмки, ссылаясь на некачественное выполнение работ. При этом никаких доказательств брака не приводит;

✔️ нарушение сроков и сумм оплаты.

Пример: по условиям контракта исполком сельского поселения должен был перечислить аванс 30% на ремонт остановочного павильона. Подрядчик, не дождавшись оплаты, начал ремонт за счёт собственных средств. Работы почти завершены, а аванс так и не получен;

✔️ препятствие заказчика исполнению поставщиком условий контракта.

Пример: по результатам электронного аукциона по уборке помещений для городской больницы №2 победу одержала фирма “Блеск”, а многолетний партнёр больницы, фирма “Чисто+”, стала второй. Под любым предлогом работников победителя стараются не допускать в здание больницы или предоставляют самое неудобное время для уборки;

✔️ изменение существенных условий контракта с длительным сроком действия (свыше 3 лет).

Пример: в 2019 году заключен контракт на строительство нефтеперерабатывающего завода сроком на 4 года. В 2021 году произошёл скачок цен на строительные материалы. Подрядчик подготовил дополнительное соглашение по увеличению стоимости контракта на 5%. Заказчик его не подписывает.

Как должен действовать поставщик:

1️⃣ уведомить заказчика о расторжении контракта любым способом, так, чтобы зафиксировать получение уведомления (например, письмом через курьера). К письму нужно приложить доказательства нарушения контракта заказчиком (акты, коммерческие предложения и т.д.);

2️⃣ предоставить 10 дней на устранение замечаний;

3️⃣ если заказчик устраняет замечание, решение о расторжении контракта отменяется;

4️⃣ если замечания не устранены, контракт считается расторгнутым.

Обеспечение исполнения контракта остаётся у заказчика, несмотря на то что он расторгнут по его вине. По возврату авансовых платежей стороны договариваются отдельно.

Из общего количества расторгнутых в 2020 году в РФ контрактов (89 тысяч), 6,7% (6 тысяч) прекращены в одностороннем порядке — как заказчиком, так и поставщиком.

По решению суда

Обращение в арбитражный суд — это крайняя мера для решения разногласий между сторонами контракта. Его применяют очень редко — в 2020 году всего 0,3% от всех расторжений прошло через суд.

Есть два основных провода начать судебное разбирательство:

❗️ в контракте не прописано условие одностороннего расторжения, а одна из сторон желает это сделать.

Пример: ООО “Полимер” поставляет стретч-плёнку для Управления школьного питания. Заказчика не устраивает качество плёнки. Он провёл экспертизу и отправил её данные поставщику. ООО “Полимер” не согласен с экспертным решением и настаивает на соответствии товара формальным требованиям закупки. Договориться не получается. Так как пункта об одностороннем расторжении в контракте нет, Управление детского питания подаёт в суд на ООО “Полимер” с целью расторжения контракта;

❗️ одна сторона подаёт на расторжение контракта, вторая сторона с этим не согласна.

Пример: МУП “Дортранс” заключило контракт с ИП Петров на изготовление проектно-сметной документации (ПСД). Подрядчик не смог вовремя приступить к работе, так как МУП не предоставил данные для расчёта ПСД в указанные договором сроки. Подрядчик направил уведомление о расторжении договора. Заказчик подготовил ответную претензию, что запрашиваемые данные не соответствовали предмету договора. ИП Петров отправил исковое заявление в суд на МУП “Дортранс”.

Иск подают в арбитражный суд по месту жительства ответчика, если это ИП или самозанятый, и по месту регистрации организации. Обычно в контракте указывают, в каком суде должны решаться спорные вопросы и каким образом подавать документы (нарочно, почтой или через интернет). Срок, в течение которого можно направить иск — 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права.

Необходимо уплатить государственную пошлину (300 рублей для физических лиц, 2000 рублей — для организаций).

В исковом заявлении нужно указать:

  • наименование ответчика;
  • номер и дату акта, заключения, уведомления, который является причиной расторжения договора;
  • права и законные интересы, которые этим документом нарушаются;
  • ссылки на нормативные акты, которые, как считает истец, нарушаются неправомерными действиями ответчика;
  • подтверждение о проведении претензионной работы (ссылки на письма, обращения, акты, и т.д);
  • требование о признании необходимости расторжения контракта.

К заявлению нужно приложить документы в соответствии с п.1 статьи 126 АПК РФ (акты, заключения, протокола, решения комиссии, и т.д).

Время от подачи иска до вынесения решения может быть разным — от нескольких недель до нескольких лет.

По решению суда поставщика могут признать виновным, и тогда он попадёт в РНП, компенсирует ущерб заказчика, заплатит штрафы и все судебные издержки. Если виновным окажется заказчик — то же самое: выплата ущерба, штрафов и судебных расходов.

Решение суда вступает в силу с даты его принятия. Его можно опротестовать, подав апелляцию в течение 10 дней.

Самый безопасный для поставщика вариант расторжения контракта — по обоюдному согласию. Тогда он гарантированно не попадёт в РНП. Во всех других случаях шансы неблагоприятного исхода значительно выше.