Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Предыстория восстания Уильяма Уоллеса

Изначально Джону Баллиолю казалось, что фортуна сопутствует ему в начавшейся с его подачи войне с Англией: Брюсы бежали в лагерь Эдуарда, их земли целиком отошли дружественному клану Коминов, замок Карлайл находился под осадой его войска. Однако мнимое чувство успеха было развеяно довольно быстро, чему явно поспособствовал барон Роберт Клиффорд, ведший свою 30-тысячную армию на север, дабы разделаться с восставшими шотландскими дикарями силой меча и пламени. Вскоре к нему должен был присоединиться и сам Эдуард I Длинноногий.

Осада Карлайла была снята, так толком и не начавшись. Шотландцы отступали к приграничной реке Твид. 26 марта 1296 года английская армия под началом уже самого короля стояла на шотландской земле близ Бервика-на-Твиде, который защищало 22-тысячное войско Баллиоля (не считая гарнизона под началом Уильяма Дугласа), на половину состоявшее из всякого сброда.

Бервик, являясь в конце XIII века крупным торговым наземно-морским центром, был довольно богатым поселением по шотландским меркам, однако слабо защищенным. Даже английские купцы того времени называли его не иначе как «Шотландской Александрией». Этот факт, разумеется, учитывал и Эдуард I, который поначалу не желал чинить ущерба британской торговле, а потому предложил городу сдаться. И Бервик бы наверняка принял это предложение, если бы не его господин. Уильям «Смелый» Дуглас имел давние счеты с английским королем, из-за которого он в прошлом сперва лишился своих владений в Англии, а затем и вовсе некоторое время просидел в кандалах в замке Наресборо. Разумеется, Эдуард поступал так с Дугласом не просто так, ведь тот славился своими набегами на соседей, во время которых убивал всех благородных мужчин, способных держать меч, и насиловал их жен, увозя даже некоторых в свой родовой замок.

Стоит заметить, что шотландцы не успели (да и не могли успеть) организовать какой бы то ни было обороны города. Эдуард же медлить не собирался. Уже 30 марта 1296 года королевская армия пошла на штурм, в то время как английский флот вошел в Твид для поддержки наземной атаки. Ни войско Баллиоля, ни гарнизон Дугласа не ожидали столь скорого нападения. Пять тысяч английских всадников во главе с королем попросту топтали всех без разбора, сметая всех на своем пути. Если верить шотландским хроникам, в тот день в Бервикской резне погибло 17000 человек – как солдат, так и мирных жителей. Два дня вода в Твиде оставалась алой, пока всю кровь не унесло в море вместе с горами трупов. Англичане же принялись осквернять храмы, устраивая в них конюшни для своей многочисленной конницы.

Уже после окончания сражения возникла занимательная легенда об отважных защитниках «Красного двора» – фламандского торгового представительства в Бервике. 30 фламандцев, как рассказывается, стояли насмерть против всей английской армии, даже когда шотландцы уже сдались, либо бежали. И когда англичанам надоело терять людей в атаках на этих безумцев, они подожги «Красный двор», погребя в нем заживо и всех его защитников.

Баллиоль с остатками своей армии бежал к Хаддингтону, в то время как Дуглас некоторое время еще сопротивлялся. Однако вскоре ему пришлось сложить оружие; Бервик был сдан на милость победителя и отдан королем на двухдневное разграбление своему войску, которому задолжал еще за былые заслуги в Уэльсе. Уильям Дуглас присягнул на верность Эдуарду I, пообещав никогда не поднимать меча против англичан. Его примеру последовал и гарнизон.

 Замок Данбар
Замок Данбар

Следующей целью английской армии должен был стать замок Данбар, обороной которого руководила жена Патрика IV Данбара, графа Шотландской марки. Супруги в свое время не сошлись во мнениях: Патрик (не желавший терять своих английских владений) выбрал сторону Эдуарда, а Ада (внебрачная дочь шотландского короля Вильгельма Льва) – сторону Джона Баллиоля. Гарнизон, как видим, не поддержал своего господина, который был вынужден бежать в английский лагерь. Ада же, прослышав о несчастье, постигшем Бервик, отправила послание Баллиолю, в котором умоляла его защитить Данбар. Король ответил согласием. Шотландская армия выдвинулась из Хаддингтона, в то время как Эдуард уже приступил к осаде. И не известно, чем кончилась бы эта битва, если бы она состоялась в полном масштабе возможностей обеих сторон (т.к. шотландская армия тогда достигла своего пика и насчитывала около 40.000 человек). Но судьба распорядилась иначе: конный отряд Джона Баллиоля, который решил взглянуть на предстоящее поле битвы, напоролся на английских всадников под началом Джонна де Варенна, 6-го графа Суррей. В плен угодило около 120 видных шотландских аристократов со своими эсквайрами, которые вскоре принесли вассальную присягу Эдуарду I и приказали своим войскам сложить оружие. Баллиолю при таком раскладе не оставалось иного варианта, кроме как отступить.

 Данбар в наши дни
Данбар в наши дни

Сражение при Данбаре фактически поставило точку в войне шотландцев против Эдуарда. Последующая часть английской наступательной кампании была не более чем грандиозной сдачей одного города за другим. Джеймс Стюарт, верховный сенешаль Шотландии, сдался Эдуарду без битвы, чем открыл ему проход через свои земли к Эдинбургу, замок которого пал спустя неделю. Джон Баллиоль, чья армия таяла на глазах, бежал все дальше на север, оставляя англичанам Стерлинг, Перт и Данди. Эдуард мог бы и дальше преследовать Джона, однако на континенте его ждала война с французами. 21 июня 1296 года он самолично предложил Баллиолю мир и тот согласился. 2 июля в замке Кинкардин состоялась встреча Эдуарда и Джона, в которой шотландский король признался в подлом мятеже и молил своего сюзерена о прощении. Но Эдуард был непреклонен. 7 июня в Монтрозе Джон I Баллиоль официально отказался от своего договора с французами, а на следующий день – в присутствии большого числа шотландского и английского дворянства – с него сняли всё (специально надетое ранее) королевское облачение, сорвав предварительно шотландский герб с его камзола. Именно после этого за ним закрепилось прозвище «Toom Tabard» – «Пустой камзол». Наконец, 10 июня в Стракатро Баллиоль подписал отречение от престола. На правах сюзерена отказавшегося от лена вассала Эдуард I объявил себя королём Шотландии, в результате чего страна потеряла независимость, за которую и боролась. Присягу ему принесли порядка 2000 шотландских аристократов.

Пленённый Джон Баллиоль был помещён в Тауэр, а затем – при многочисленных просьбах папы Бонифация VIII – выслан в Пикардию, где и провёл остаток своей жизни, не предпринимая попыток возвращения в Шотландию. Вместе с венценосным пленником Эдуард прихватил с собой в Лондон корону Шотландии, печать шотландских королей и древний Камень судьбы – камень королей Дал Риады, на котором те издревле короновались, сделав его частью своего трона.

Изначально Эдуард пообещал шотландцам сохранить старые порядки, однако уже в течении первого года своего правления стал назначать на значимые должности своих ставленников. Так, Джон де Варенн был назначен наместником Шотландии, Хью Кассингем – верховным судьей, а Уолтер Амершем – канцлером.

Именно эта троица, во главе которых стоял де Варенн, после отбытия своего короля обратно в Англию, устроила горцам настоящий ад в их собственной стране. В шотландские крепости были введены английские гарнизоны, местное духовенство стало заменяться английским, а суммы налогов, которые требовались для ведения войны Эдуарда во Франции, взлетели в несколько раз. Именно это спровоцировало шотландцев уже в следующем году начать новое восстание против английского гнета. На севере его возглавил Эндрю Морей, на западе и в центре – Уильям Уоллес. Первая война за Шотландскую независимость обрела свое логическое продолжение…

Автор - Тимофей Кранин