Найти тему
TECH WEEK

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ HR РОССИИ И МИРА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Оглавление

Человек всегда считался главным ресурсом для успешной работы любой компании. А в условиях пандемии эта тема перешла на ещё больший уровень актуальности. Изменились и подходы к оценке работы и удовлетворённости ей. 

О цифровой трансформации в области управления персоналом рассказывала Марта Леман, CEO Yva Technologies в Yva.ai. 

Yva — разработчик софта для HR-аналитики на основе данных клиента. Компания профессионально занимается практиками HR, осматривает мировые практики и исследует их.

HR в контексте цифровой трансформации, и как это происходит.

Цифровая трансформация случилась давно, но в период пандемии она коснулась всех. Это комплексный процесс, вне зависимости от того, меняется ли бизнес-модель глобально, либо автоматизируются отдельные процессы. Это процесс, который цепляет все ключевые функции компании: и маркетинг, и производство, и людей — от изменения навыков кандидата до корпоративной культуры, изменения роли лидера и т.д.

«И это очень грустные Кейсы, когда agile внедряется за 3 месяца любыми силами. Это стрессовая, тяжёлая ситуация, потому что надо понимать, что это процесс, который запустился и он бесконечен в своём развитии. Мы живём в новую цифровую эру, и обратного пути уже не будет».

Говоря о цифровой трансформации, мы говорим о появлении цифрового сотрудника. И в связи с этим, об изменении глобальной функции HR. Даже в крупных компаниях большинство HR-лидеров решали задачи рекрутинга, отвечали за кадровый учёт. Сейчас это люди, которые управляют ключевым капиталом компании, влияют на бизнес, чьи решения влияют на бизнес-решения. Это люди, которые говорят с финансовыми директорами на их языке и на языке цифр.

Что такое цифровой сотрудник.

Поменялся контекст: появилось цифровое рабочее место, большинство сотрудников получают ресурс на вход в цифровом виде. В результате работы получается цифровой продукт. 

Здесь два момента:

  • есть технологии, которые автоматизируют работу людей, повышают эффективность и скорость;
  • есть «живая часть» сотрудника.
«Я говорю не о том, что роботы победили. В ближайшие 50 лет точно. Роботы не победят, но люди сильно изменятся».

Как появился цифровой маркетинг? По-другому стали приниматься решения. Сейчас точно известно, сколько пользователей зашло, куда они кликнули, куда пошли — это больше не интуитивно. То же самое происходит сейчас с людьми. Теперь нельзя принимать решения интуитивно, потому что это:

  • низкая скорость;
  • предвзятые решения;
  • решения, для которых недостаточно данных.

Это реальная оцифровка профиля и она происходит естественным путём, потому что в этой среде у человека появляется цифровой двойник. Все его коммуникации и действия отражаются, имеют след и большое количество данных.

Что изменилось? 3 ключевых тренда.

  1. Необходимость постоянного диалога. И понимание того, что происходит. Это когда руководители постоянно общаются с сотрудниками. Не в формате ежегодного опроса, ведь когда речь идёт о скорости принятия решений и постоянном обновлении данных — это не самый хороший инструмент.
  2. Построение команд и коллаборация внутри них.
  3. Изменение роли лидера и роли неформального лидера.
«Мы все говорим, что данные — это новая нефть. Я часто общаюсь с компаниями, которые говорят: «Мы знаем, у нас в компании аналитики, они делали, но не вышло». Эти люди, вдохновившись идеей, собрали огромное количество данных, потом пошли по корпорации искать заказчиков, всё это описали и начали эти данные размечать. Здесь их инициатива закончилась. Потому что экономический эффект спорный, а ресурсы колоссальные».

Сейчас у компаний есть размеченные данные, на которых можно принимать решения в HR:

Статистические данные — CRM, HRM, Success Factor, 1C, системы, где ведётся статистика. С такими данными можно простыми моделями инхаус сделать предиктивные модели аналитики. Это можно сделать в крупной компании с развитым HR в формате внутренней аналитики. 

Цифровые поведенческие данные — вся коммуникация, почта, зумы, мессенджеры, видео, голос.

«У нас был кейс. Компания занимается лакшери ретейлом. У них был образ идеального продавца — красивая девушка с грамотной речью, которая умеет продавать дорогие предметы богатым людям. Как же они были удивлены, увидев лучшего продавца в конце года. Далеко от их идеала, для которого делали скрипты. Простой парень, который быстро находил подход к клиенту. Совершенно другой профиль. Они признались себе, что не очень понимают, кто у них Best performer в понимании».

Скрипты и реальная работа отличаются, особенно в продажах. Всех учат одинаково, всем даётся один ресурс, но кто-то становится звёздами, а кто-то нет. Это не только вопрос координации работы и управления ей, это вопрос копирования лучших практик поведения. Здесь большой ресурс для компании. Потому что такие данные можно оцифровать, осознать и масштабировать.

Опросные данные.

«Если ты что-то хочешь узнать о человеке, проще всего спросить».

Человек — сложный субъект для изучения. Одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами и ценностями. Разобраться в этом помогают опросы. У них есть недостатки: они субъективны, там может быть гейминг и т.д. Но субъективная реальность человека необходима для построения диалога. Вопрос в том, как это правильно сделать. Смысл и синергия данных в комбинации — когда видно поведение и есть результаты опроса. Так появляются размеченные данные, по которым понятно, какие принимать меры.

«Условно, человек выгорал, вы видите этот сигнал, вы его повысили, сменили руководителя, сделали ещё что-то, и видите, что сигнал выровнялся. Это реальность, это то, что сейчас нужно делать».

Неформальный лидер.

Это человек, который без административных полномочий может влиять на людей. В команде к нему идут за советом, за эмоциональной или профессиональной поддержкой. Это признанный лидер внутри компании. 

Существует 5 типов лидеров. Они определяются доминантными гормонами внутри каждого.

  • Доминанты — альфа-лидеры.
  • Инноваторы.
  • Интеграторы, ориентированные больше на команду.
  • Протекторы, ориентированные больше на процессы.
  • Эксперты, которых команда признаёт как людей с наибольшей экспертизой.

Новизна этой классификации в том, что психотипирование можно делать в автоматическом режиме, никак не беспокоя этим сотрудника. По цифровому следу, по семантическому анализу, по тому, как люди взаимодействуют можно определять ключевые и вторичные типы лидерства. Для чего это нужно? В первую очередь это нужно самому сотруднику, чтобы понимать свою силу, понимать зоны роста. Очень классно налаживается коммуникация, когда люди понимают, что Вася не тормозит, у него просто с рисками всё хорошо. Второе, это командообразование, психотипирование команды. Исследователи доказали, что более продуктивно работают команды, где лидеры и участники подобраны по психотипам. Между ними легче наладить связи.

«Для HR сотрудников это инструменты, с которыми можно решить всё те же проблемы, но быстрее, проще, эффективнее».

История 1. Компания внедрила систему по предиктивной аналитике выгорания. На 31% увеличился рост.
История 2. В компании ДОМ.РФ также анализировали данные о выгорании, выявили, что 14% сотрудников находились на поздней стадии выгорания. Удалось решить с ними эту проблему. 

Проблема пандемии — неравномерная нагрузка. Люди выгорают из-за перегрузки. Не прозрачно, не видно, кто какой объём работы делает, особенно в матричной системе, когда у сотрудника несколько руководителей. Здесь по цифровому следу видно, что у кого-то рабочий день сократился до 4-5 часов, а у кого-то вырос до 12. Для руководителя это вообще не прозрачно. 

Кейс американской компании. 4,5 тысячи сотрудников. Компания купила стартап в другой стране, чтобы обеспечить новую кровь, новые идеи, синергию продуктов. Этой синергии не произошло, потому что новый офис работал автономно. Тогда подключили неформальных лидеров. Нашли их в обеих командах, сделали кадровые изменения. Экономический эффект по году увеличился на 30%, и динамика продолжается.

Что можно увидеть на данных и какие решения можно принимать:

  • Кто выгорает и почему.
  • Токсичные отстранённые лидеры.
  • Цифровая нагрузка на сотрудников.
  • Степень неудовлетворённости и причины.
  • Наиболее влиятельные сотрудники.
  • Оценка результативности.
  • Вовлечённость.
  • Длина цифрового рабочего дня каждого сотрудника.

Это возможность в режиме реального времени видеть, что происходит с командой, принимать корректирующие меры и оценивать их эффективность.