Найти тему
Другой путь

Летим на одном из последних в России "живых" самолётов Як-40! Камчатское авиапредприятие, маршрут Петропавловск - Магадан

В 60-е в СССР был создан первый во вселенной турбореактивный самолёт для региональных воздушных линий - Як-40, выпускавшийся впоследствии крупной серией, а ныне ставший легендой.

Сейчас большинство Яков переплавлено в печах металлургических комбинатов, гниёт на базах запаса, каким-то повезло попасть в музеи, либо стать на "пьедестал" в качестве памятников. Но ещё остаются в России несколько самолётов, которые продолжают использоваться в своём прямом назначении, т.е. перевозить пассажиров. Один из них находится на Камчатке.

Летом 2021 мы пролетели на этом интересном самолёте по не менее интересному маршруту, о чём сегодняшняя публикация.

Як 40 в аэропорту Сокол (Магадан).
Як 40 в аэропорту Сокол (Магадан).

Елизово - главная воздушная гавань Камчатки. 100%, что из внешнего мира в этот изолированный регион вы попадёте именно через данный провинциальный аэропорт.

Большую часть суток здесь спокойно, а полдня вокзал вообще закрыт. Но есть утренний "час пик", когда прибывают и убывают множество бортов как внутрикраевых, так и межрегиональных. Наш рейс также рассчитывается в это время.

Аэровокзал Елизово.
Аэровокзал Елизово.

Объявляют посадку.

Из-за череды падений, случившихся в этом году на Камчатке я опасался, что Як заменят на что-то современное, но к счастью этого не произошло, единственное, что из-за происшествий перед взлётом всё долго проверяли и перепроверяли.

Як-40 в Аэропорту Елизово
Як-40 в Аэропорту Елизово

Краткая справка о предмете

В 60-е годы в руководстве страны было принято решение обновить парк малой авиации, основу которого составляли старые поршневые самолёты. Так появился первый в мире турбореактивный самолёт для региональных воздушных линий.
Як-40 - ближнемагистральный самолёт, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов. Самолёт представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным прямым крылом, Т-образным хвостовым оперением и трёхопорным шасси, убирающимся в полёте. В хвостовой части расположены три турбореактивных двигателя и вспомогательная силовая установка. Средний двигатель оборудован реверсивно-тормозным устройством, уменьшающим посадочную дистанцию самолёта (из ru.wikipedia.org/wiki/Як-40).
Состав экипажа: командир ВС, второй пилот, бортмеханик и бортпроводник.
Дальность полёта с полной нагрузкой - 820 км, без нагрузки - 2500 км. Вместимость салона от 27 до 40 человек.
За время массового производства с 1966 по 1981 годы было выпущено 1012 экземпляров.
Посадка в Як 40.
Посадка в Як 40.

Посадка происходит через хвостовую часть судна, что позволяет минимизировать требования к инфраструктуре. Не знаю, есть ли ещё самолёты, где подобное реализовано? Мне не встречались. Багаж также располагается в хвосте.

У Камчатского авиапредприятия есть ещё как минимум один рабочий Як - он улетел за минут 20 перед нами, кажется куда-то в один из районных центров.
У Камчатского авиапредприятия есть ещё как минимум один рабочий Як - он улетел за минут 20 перед нами, кажется куда-то в один из районных центров.

Внутри нас встречает уютный салон исполненный в спокойных тонах. Если не ошибаюсь, это оригинальное заводское убранство.

-7

После долгого блуждания по аэродрому с небольшим опозданием самолёт наконец-то взлетает.

Як 40 красивый.
Як 40 красивый.

Лететь над Камчаткой интересно, если хорошая видимость. Здесь высокие горы и вулканы, а наш Як ещё и "медленный", что позволяет внимательно рассматривать местность - летим со средней скоростью 350 км\ч.

Проходим аккурат над Ичинским вулканом, высотой 3600 метров, с вечными снегами на вершине. Самое "сердце" полуострова. Пару недель назад мы были недалеко от его подножия. Видимость средняя - дымка.

Вулкан Ичинская сопка.
Вулкан Ичинская сопка.

Несмотря на то, что рейс длится 2,5 часа, несколько раз предлагали напитки и небольшой перекус. Приятно и неожиданно. В комплект питания входит в т.ч. красная рыбка малого посола - одна из визитных карточек Дальнего Востока.

Лучшие места в самолёте - прямо за кабиной пилотов. Мы, конечно, расположились на них.

-11

Кабина, кстати также была посещена и запечатлена после посадки. Она рассчитана на двух пилотов. Но есть откидное сиденье, на котором всю дорогу ехал механик.

Кабина Як-40.
Кабина Як-40.

Перевалили за Хребет, на западную сторону полуострова. Вид за окном стал до конца поездки таким. Обычная погода для Охотского побережья.

Где-то здесь и в подобных же условиях в этом году упал АН-26, летящий в Палану.

-13

Ещё немного про Як-40

Сообщают, что самолёт вышел простой в изготовлении и эксплуатации. Кроме того, Як-40 имеет конструкцию шасси, позволяющую преодолевать неровности почвы высотой до нескольких десятков сантиметров, что особенно актуально на наших малых аэродромах.
Верхнее расположение турбин также не с проста. Это сделано для того, чтобы туда не попадала грязь с аэрополосы.
Ещё Як-40 называют истребителем керосина из-за его крайне низкой топливной эффективности. Правда тогда смотреть на расход горючего было не принято, стоило оно копейки, да и плановая экономика давала о себе знать.

Як-40 - один из самых надёжных отечественных лайнеров, аварии редки и как правило связаны с человеческим фактором.
Интересный факт: Як-40 изображён на гербе подмосковного городка Быково, т.к. в местном аэропорту начиналась его лётная история.
Эксклюзивная инструкция.
Эксклюзивная инструкция.

Несмотря на то, что рейс осуществлялся летом всего один раз в неделю - заполненность низкая. То ли непопулярное направление, то ли эпидемиологические ограничения, но половина кресел оставалась свободна.

Цена перелёта составляла 8500. Не очень дёшево, но и не дорого. Некоторые внутрикраевые перелёты на Камчатке стоят более 70 000 рублей при фиксированной стоимости.

Тем не менее после нашего перелёта количество рейсов ПК - Магадан увеличили втрое, на столько же снизив стоимость. Скажите спасибо.

-15

Во время полёта также предложили свежую прессу. Почти никто не взял, а я взял. Люблю почитать провинциальные издания в печатном виде.

-16

Наконец воздушное судно вырывается из облачного плена, за окном появляются мрачные сопки Колымской земли и возникает облупленное здание аэропорта Сокол. Снижаемся.

Кстати, самая известная история про Як-40, что он совершил посадку в болото с выключенными двигателями в 76 году в Украине. Никто не пострадал. После события он получил почётный титул "грозы болот и лесов".

Мягкая посадка и быстрое перемещение в аэровокзал.

Аэропорт Магадан.
Аэропорт Магадан.

Но перед этим финальная фотосессия. Всё-таки очень фотогеничный самолёт, особенно хвост.

Як-40 в Магадане.
Як-40 в Магадане.
ЯК-40 в Магадане.
ЯК-40 в Магадане.

А Магаданский аэропорт Сокол - отдельная песня-привет из девяностых, достоин отдельного обзора, может когда-то и про него напишется.

Аэропорт Сокол.
Аэропорт Сокол.

Заключение

С ростом цен на топливо прожорливый реактивный самолёт, перевозивший всего пару десятков человек на небольшие расстояния, становится непозволительной роскошью. Всем было очевидно, что будущее малой авиации за турбовинтовыми самолётами и производство Яков, несмотря на все их плюсы сворачивают уже в 1981.
Далее их массово отставляют от пассажирской работы, Яки попадают в музеи, либо становятся памятниками, часть режется на металл. Весьма радует, что некоторые продолжают летать и радовать транспортных фанатов.
-21

Но тем, кто хочет прикоснуться к истории не обязательно лететь на другой конец континента. Вологодское авиапредприятие также продолжает эксплуатировать пару самолётов данного типа по маршрутам Вологда - Москва , Вологда - СПБ и другим за вполне вменяемый ценник. Отличный вариант для любителей авиации провести выходные, а для других - прекрасный шанс окунуться в прошлое, оказавшись на этом великолепном самолёте.

Так же известно, что единицы пассажирских Яков по состоянию на 2022 продолжают летать в Болгарии и Украине.

Перелёт же рейсом Камчатского Авиапредприятия мне очень понравился, и я ставлю ему высокую оценку, а сама авиакомпания на данный момент находится в "рейтинге авиакомпаний Другой путь" на одном из первых мест. Спасибо.

Читателям также будет интересно:

Последняя пассажирская линия в Баренцевом море. Едем на теплоходе, который ходит три раза в год! Мурманск - Чаваньга