Найти в Дзене
Заметки Моргора

Бог Род: упоминания и предположения учёных

Оглавление

В нашей прошлой статье мы говорили о рожаницах, нынче же пришла пора потолковать о персонаже, вместе с которым они упоминаются у восточных славян в письменных источниках. Эти письменные источники – церковная обличительная литература, а персонаж – Род.

Мне доводилось слышать мнение от не-специалистов, что Род – изначально самое наиглавнейшее божество у славян. Полагаю, истоки таковых утверждений следует искать в трудах академика Рыбакова, хоть упомянутые не-специалисты их и не приводили в качестве источника, потому как наверняка не читали. Просто: Род главный – и всё, точка.

Что ж, попробуем разобраться, хотя выводы каждый для себя сделает сам...

Ниже мы поговорим о трактовке Бориса Александровича Рыбакова, а также приведём мнения других исследователей. Однако для начала ознакомимся с письменными упоминаниями Рода и рожаниц.

Иллюстрация Андрея Шишкина
Иллюстрация Андрея Шишкина

Упоминания

Начнём с такого источника как «Слово святого Григория, изобретено в толцех». Это такая русифицированная адаптация поучения Григория Богослова, одного из Отцов Церкви, по легенде жившего в период времени с 325 по 389 год. Направлено сие поучение было против античного язычества (эллинского, но с вкраплениями египетского). В адаптации добавлены, что естественно, и элементы славянского.

Дата написания «Слова» – XI–XIV века.

Цитата из означенного источника:

Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне – Коруна же является матерью антихриста – и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы [Диониса, рождённого из Зевсова бедра]. И недоношенный плод [почитают] и Гермафродита… Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу – Роду и Рожанице…

Вот в такую компанию попали наши славянские боги. Кстати, отмечу, на всякий случай, что Гермафродит – это изначально персонаж греческой мифологии, сын посланника богов Гермеса и богини любви Афродиты (что отражено в самом его имени: Гермес Афродита). В более поздних вариантах мифа был слит в единый организм вместе с влюблённой в него нимфой Салмакидой.

Однако вернёмся к «Слову святого Григория». Особое внимание в оригинале уделяется античным культам богини-матери и бога-сына (автор – или авторы – стремится донести до аудитории, что следовать им, мягко говоря, очень плохо, а христианство – единственный правильный выбор, за который не последует кара небесная). Что любопытно, русификаторы назвали следование этим самым культам родопочитанием.

Цитата из означенного источника:

…проклятого же Осирида [Осириса] рождение. Мать же, рождая его, впала в безумие, и потому его стали почитать как бога… А от тех обычай издревле переняли халдеи и начали требы творить двум своим богам Роду и Рожанице после рождения проклятого и скверного бога их Осирида. О том же Осириде повествует книга лживая и скверная сарацинского жреца их Мохамеда и Бохмита проклятого, что он родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом… Оттуда же начали эллины ставить трапезу Роду и Рожаницам, также египтяне, также римляне, также и к славянам дошло: вот и славяне начали ставить трапезу Роду и Рожаницам, прежде Перуна, бога их; а прежде того клали требы упырям и Берегиням.

Смешались в кучу египтяне, греки, сарацины, халдеи... Однако мне, всё же, интересно, почему Перун в сей адаптации прямо назван богом славян, а вот Род с рожаницами – вроде как пришлые? На основании того, что в оригинале критикуется эллинский культ бога-матери и бога-сына, отождествлённых с Родом и рожаницами? Или же подразумевается, что культ Рода и Рожаниц сложился в протославянские времена?

Впрочем, древнерусские церковные поучения частенько наделяют славянских богов эпитетами, ассоциирующимися с чужеземцами, дабы подчеркнуть их чужеродность христианству. Так, например, в одной из редакций «Беседы трёх святителей» Перун становится «эллинским старцем», а Хорс – простите, «жидовином». Ну а поскольку «Слово святого Григория, изобретено в толцех» направлено, главным образом, против народного почитания Рода и Рожаниц, то и иноземными названы они, в качестве противовеса не побрезговали даже Перуна признать богом славян. Ещё любопытно, что именно богом, а не лже-богом или мнимым богом, как упомянутого выше по тексту Бохмита: он «родился через нелепый проход, чего ради его и назвали богом». Не бог, а просто назвали. В отличие от Перуна. Хотя для христиан, понятное дело, существует только один бог.

Немного отвлеклись...

А вот весьма любопытный комментарий к Евангелию XV века – «О вдуновении духа в человека»:

То ти не Род седя на воздусе мечет на землю груды и в том ражаются дети… Всем бо есть Творец Бог, а не Род.

Не обошли вниманием Рода и рожаниц и исповедальные вопросы. Вот, к примеру, таковой из «Устава преподобного Саввы» XVI века:

Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?
Иллюстрация Максима Кулешова
Иллюстрация Максима Кулешова

Предположения учёных

Начнём, пожалуй, с академика Бориса Александровича Рыбакова и его бессменного критика Льва Самуиловича Клейна. Далее – в алфавитном порядке.

Трактовка академика Рыбакова

Исходя из процитированного выше «Слова святого Григория», Борис Александрович Рыбаков заключил следующее: в эпоху мезолита (средний каменный век) и неолита (новокаменный век) наши дальние-дальние пращуры поклонялись берегиням да упырям, затем, от начала неолита и почти до исторического времени, доминирующим стал культ Рода и рожаниц (в период перехода, как выразился сам академик, «от присваивающего хозяйства к производящему»), ну а потом пост главного божества славянского пантеона занял Перун.

Комментарий «О вдуновении духа в человека» (см. выше) Рыбаков трактует как свидетельство главенства Рода среди остальных славянских богов, аналогичное первенству и единству одного-единственного бога иудео-христианской традиции. (Что не лишено логики: в данном источнике Род противопоставляется самому христианскому богу.)

Таким образом, по Рыбакову, Род – это глава славянского пантеона, впоследствии уступивший своё место Перуну-громовержцу, а рожаницы – богини судьбы, подобные греческим мойрам.

Заодно Борис Александрович приписал Роду функции божества плодородия.

Критика профессора Клейна

Лев Самуилович Клейн о истории развития взглядов на данный персонаж писал следующим образом:

В 1846 г. И. И. Срезневский, разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г. С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление учёных о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» – мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы. В те же годы вышли и специальные статьи о Роде – Д. О. Шеппинга (1851) и А. Н. Афанасьева (1855), в которых статус Рода был поднят ещё выше.

Сам Клейн Рода божеством, очевидно, не считал, оставив следующие строки:

Вопреки А. Брюкнеру, Род, персонифицированный из абстрактного понятия, богом в полном смысле этого слова, видимо, так и не стал он никогда не называется богом в источниках и отсутствует в пантеоне Владимира. Это был дух, демон, некая сверхъестественная сила не очень высокого разряда. В словаре Даля и у Афанасьева «род» толкуется как домовой, «рода» призрак, привидение (Тульск. губ.), «образ» (Саратовск. губ.), по Фасмеру (1971, 3: 491), диалектное «родимец» чёрт.

Ну что тут сказать... Известно, что от имён славянских божеств под влиянием церкви образовывались диалектные названия персонажей низшей мифологии. Нечистой силы, иначе говоря. От теонима «Мокошь», например, возникла мелкая нечисть мокошь/мокоша/мокуша, подобная кикиморе. Так и от теонима «Род» мог отпочковаться род-домовой, рода-призрак и родимец-чёрт. Отсутствие в пантеоне Владимира – тоже не показатель, ибо Волоса-Велеса там нет, а само божество всё же известно.

Кстати... Велес мог выступать противником Перуна (см. об этом здесь), а Род (если поверить выводам Рыбакова) предшествовал всё тому же богу-громовержцу в качестве главного божества (и, возможно, в некоторых представлениях был способен, говоря современным языком, потребовать реванша) – то есть, и Велес, и Род предположительно как бы не шибко дружественны Перуну. Князь же Владимир Святославович до того, как удариться в христианство, определённо симпатизировал громовнику (см. нашу статью по теме), потому, возможно, и не включил Велеса с Родом в «свой» пантеон. Но это, отмечу, моя любительская гипотеза...

Н. И. Зубов

Исходя из своего толкования «Слова святого Григория», предполагал, что никаких Рода и рожаниц на Руси не было – это, дескать, привнесённый из Византии сюжет об античных богине-матери и боге-сыне.

Ни одно славянское божество, пожалуй, не обходится без версии о том, что его, дескать, и не существовало никогда, или же оно является заимствованием.

Ф. С. Капица

Культ Рода и рожаниц практически полностью забылся, и бог Род стал в народных представлениях духом, покровительствующим семье – «домовым дедом», а позже – охранителем новорожденных. Сам же культ трансформировался в почитание почивших предков.

О. Кутарев

Род – это образ умершего предка, рожаницы же олицетворяют прародительниц, особо покровительствующих женщинам и связанные с долей-судьбой.

В. Петрухин

Род и Рожаницы – духи судьбы, в средневековье заменённые христианским богом, Богородицей и женщинами-святыми.

Иллюстрация Рогдая Росомахи
Иллюстрация Рогдая Росомахи