В период образовательных реформ при построении программ по предметам часто стал использоваться концентрический способ развертывания материала.
А что это? Это когда материал изучается в несколько прикосновений.
А это как? Это когда в начальной школе происходит поверхностное знакомство с темой, в пятом классе – повторение темы с небольшим уточнением. В старших классах идет более углубленное изучение темы. Мало того, даже в начальной школе одна и та же тема может изучаться несколько раз, например во втором и в четвертом классе.
Для чего? Адепты этого подхода объясняют использование такого метода тем, что для понимания какой-то другой темы требуются знания, сложные для понимания. Поэтому необходимо ознакомить детей с этими знаниями, в облегченном виде, а потом уже изучать сложную тему подробно.
Ну и что? Есть минусы.
Если бегло поискать в интернете, то сразу найдем, следующий минус концентрического способа развертывания материала: замедление обучения.
Если разбираться подробнее, то минусов станет больше.
- Первое прикосновение не дает понимания темы. Обучение идет на уровне попугая: запоминают то, чего не поняли.
- Нарушается принцип «от простого к сложному»
- Нарушается логическая целостность изложения всего предмета. В голове ребенка не выстраивается стройное знание о мире, а формируется «лоскутное одеяло».
- Вместо знания по теме получается «костыль», который не позволяет понять другие темы, опирающиеся на этот «костыль».
- Дети приучаются к формальному изучению материала, без понимания его сути уже в начальной школе. В соответствии с основной задачей начальной школы «научиться учиться» дети используют этот навык в дальнейшей учебе.
- Поверхностное изучение материала создает комплекс верхогляда, как в фильме «Джентльмены удачи». После изучения 10 английских слов уверенное заявление «Английский я уже знаю».
- Повторное прикосновение начинается с вопроса: «А помните два года назад мы изучали,,,». «Не помним». Но время в программе выделено для повторения, а не для повторного изучения. Поэтому появляются каверны в знаниях и непонимание учебного материала.
- Неизбежное увеличение требуемого времени на изучение предмета, при сокращении времени на основные предметы, по сравнению с дореформенными, приводят к интенсификации обучения, которая под влиянием еще и других факторов стала реальной угрозой физическому и психическому здоровью учеников. Подробнее.
Если плохо, то почему используется.
- Использование, преимущественно, традиционной системы обучения при ФГОС, «повернутом» к развивающей системы обучения, привело к «каше» в планировании. Построение материала в традиционной системе обучения идет от частного к общему, в развивающей – от общего к частному. Концентрический способ развертывания материала позволяет «сидеть на двух стульях».
- Создание УМК, без создания собственной системы обучения, вынужденно приводит к компиляции приемов из разных систем обучения, научных педагогических школ, авторских исследований. Изменение порядка развертывания материала создает впечатление новаторства в разработке.
- Перетаскивание в начальную школу изучения ненужных для выполнения основной задачи этого периода обучения (учить учиться) знаний, создает видимость более качественного и широкого обучения. Это помогает выиграть в конкуренции с другими УМК.
- Создание учебников, в которых темы изучаются поверхностно, проще, чем разработка серьезной обучающей программы. Это позволяет снизить издержки на создание и развитие УМК.
До чего дошли? Дошли до внедрения в начальную школу предмета «Окружающий мир», который, по сути, является первым прикосновением ко всем темам, по всем предметам, изучаемым в школе. Эта имитация обучения не дает никаких знаний, изматывает детей и отнимает время от изучения основных предметов. Дети приучаются к шапкозакидательству и халтурному отношению к учебе. Познавательная эффективность этого предмета отрицательная, так как знания без системы создают ошибочное представление о мире. Формируют шаблонное мышление.
Что делать? Нужно идти на свалку, подбирать выброшенные туда чиновниками от образования науки «Педагогика» и «Психология». Создавать современные системы обучения. Подробнее.
Пример применения концентрического способа развертывания материала.
В примере выделены темы, связанные с измерением длины и площади, а так же с изучением свойств прямоугольника