Ярким событием Балаклавского сражения Крымской войны стала печально известная атака английской кавалерии. Элитная бригада стала легкой мишенью для русских пушек.
Командовал английской армией лорд Реглан, потерявший руку в сражении под Ватерлоо и носивший одежду с особым кроем рукава, дабы немного скрыть инвалидность. Этот вид рукава и по сей день носит название реглан. Крымская кампания стала последней в жизни фельдмаршала – он скончался 28 июня 1855 года в Севастополе. Но не на поле боя, как Нахимов или Корнилов, а от холеры и диареи.
Севастопольская кампания способствовала появлению других нововведений в моде. Благодаря промозглой крымской зиме у англичан появилась вязаная шапка, которая известна сегодня как «балаклава». А модный свитер кардиган обязан своим названием командиру бригады легкой кавалерии лорду Кардигану, который одел таким образом весь свой полк, решив одновременно проблему утепления и соблюдения формы одежды.
Командный лагерь лорда Реглана находился недалеко от Сапун-горы. Кавалерия располагалась в районе нынешнего Ялтинского кольца.
Утро 25 октября началось для англичан неожиданной атакой русских, которые быстро захватили три из четырех редутов, расположенных вдоль Воронцовской дороги. Сегодня это трасса Севастополь-Ялта в районе Ялтинского кольца. Один из редутов находился на месте знаменитого ресторана «Шайба».
Захватив редуты, наши войска получили плацдарм для наступления на Балаклаву. Впрочем, наступать русские не собирались, имея в своем распоряжении всего одну пехотную дивизию. Для обороны плацдарма они выкатили десять орудий на склоны Федюхиных высот. На третьем редуте заняли позицию 8 орудий легкой артиллерии. Вход в Чоргунскую долину перекрывали 8 орудий Донской батареи.
Реглан заметил активность русских на первом редуте, расценив ее как попытку русских увезти захваченные орудия в тыл. Дело в том, что орудия эти были сняты с корабля Королевского флота «Diamond». Командовал кораблем 30-летний Уильям Пиль, сын влиятельного политика Роберта Пиля, который дважды был премьер-министром Великобритании. Команда корабля заболела холерой, парусник отправили на дезинфекцию, а пушки были перевезены на редуты. И сейчас эти пушки на глазах у Уильяма Пиля увозили русские.
Реглан приказал кавалерии выдвинуться вперед и не позволить неприятелю увезти орудия. Приказ вызвался передать капитан Нолан. Но Кардиган и лорд Лукан, командующий кавалерийской дивизией, находясь ниже командного лагеря на 120 метров, не могли видеть редуты, расположенные справа. Зато прекрасно видели пушки Донской батареи в глубине долины. Когда командующий кавалерией лорд Лукан попросил уточнить, какие орудия нужно атаковать, Нолан махнул рукой: «Туда, милорд, там ваш враг! Там ваши орудия!»
Когда Лукан приказал Кардигану атаковать, тот лишь холодно заметил, что долина является смертельной западней. И отдал приказ к атаке.
12 орудий с Федюхиных высот выпустили 60 зарядов. 8 орудий третьего редута дали примерно 40 выстрелов. Финальный акт сыграла картечь Донской батареи. Огонь был фланговый, и едва ли не каждый снаряд, картечь или граната находили свои жертвы. Долину заволокло пороховым дымом. Лошади начали разворачиваться и выносить всадников из огня. Это стало оправданием для Кардигана, который оставил своих подчиненных и сбежал в тыл. Большая часть британцев все-таки оказалась на батарее, и чтобы выжить, им пришлось драться.
Происходившее дальше стало одним из самых жестоких эпизодов сражения. Казаки сцепились с кавалеристами, пустив в ход все, что было под руками. В этот момент проявилось техническое преимущество англичан. Они убрали сабли и достали револьверы. Но одних револьверов для победы оказалось недостаточно.
В результате безумной атаки, которая длилась 20 минут, английская легкая бригада (600 человек) потеряла 118 человек убитыми, 127 ранеными, 60 пленными. Было потеряно более 400 лошадей.
#история
#крымская война