Аника Йи родилась в 1971 году в Сеуле и довольно поздно начала карьеру художницы после работы в индустрии моды. Последние полтора десятилетия она создавала произведения искусства, содержащие обонятельные эффекты. Они забавляли своей странностью и наводили на размышления об альтернативных формах восприятия и существования. Аника не раз становилась лауреатом разных конкурсов, в том числе она получила приз Хьюго Босса в размере 100000 долларов США в 2016 году от музея Гуггенхайма.
В этот понедельник Йи представила свой последний проект: «Влюбленная в мир» - серию парящих скульптур, о которых мы уже писали. Выставка открылась совсем недавно, а пока мы решили напомнить о пяти других примечательных работах Йи.
Сумерки Сигенобу, 2007 г.
Аромат, созданный совместно с подругой-архитектором Мэгги Пэн, «Сумерки Сигенобу», был призван стать парфюмерным «портретом» Фусако Сигенобу, соучредительницы Японской Красной армии, группы боевиков, действовавшей с 1971 по 2001 год. Бывшая рабочая Kikkoman, позже она стала коммунистической активисткой Сигенобу, и в конце концов оказалась в Ливане, где объединилась с пропалестинскими группами, включая Народный фронт освобождения Палестины. В 2000 году она была арестована за незаконный въезд в Японию по поддельному паспорту и позже приговорена к 20 годам тюремного заключения.
Йи заинтересовалась тем, как запах может передать воспоминания Сигенобу, и даже разлила и продала аромат в 2019 году в составе ограниченного выпуска парфюмерного набора под названием Biography, который продавался на рынке Довер-стрит в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Некоторые критики заявили, что ее ароматы — часть проекта художницы по деконструкции человеческого тела, чем подогрели интерес Йи к запахам еще больше.
В поисках новых овощей, 2015 г.
Для этой работы Йи попросила 100 своих подруг, многие из которых были связаны с миром искусства, взять мазок с любой части тела на их выбор. С помощью Тала Данино, тогда еще докторанта кафедры биоинженерии Массачусетского технологического института, где она в то время работала художником, Йи создал похожую на краску «супербактерию», синтезированную из всех индивидуальных образцов, и зафиксировал ее в агаре. Заключительная работа была чем-то вроде «гигантской чашки Петри», как выразилась Йи в своем интервью, с фразой «ВЫ МОЖЕТЕ НАЗВАТЬ МЕНЯ», написанной среди цветов, освещенных снизу едким оттенком оранжевого. За время посещения выставки, на которой была представлена эта работа, нельзя было не заметить ее неприятный запах.
Сведение женщин к образцам бактерий поначалу кажется странным, как и выбор использования этого живого материала в качестве ткани микрокосмической женской сети. Однако, как пояснил соавтор Йи, синтетический биолог из Массачусетского технологического института и эксперт по бактериям Тал Данино в беседе с The Creators Project, бактерии являются более определяющей частью нашей идентичности, чем мы думаем.
Может быть, она родилась с этим, 2015 г.
В начале 2010-х Йи показывала работы из трилогии, которую она назвала «Отрицание, развод и смерть», название которой является отсылкой к трем стадиям горя. В рамках этой серии были созданыDVD-диски, пропитанные медом, запаянные жемчугом настенные дверцы стиральной машины, которые можно было открыть, чтобы выявить скрытые ароматы, а также скульптуры, материалы которых включают органический корм для собак, контактные линзы, пластиковые сердечки и увлажняющий крем Prada. Для многих ни одна работа в этой серии не оказалась столь запоминающейся, как ее работы с жареными в темпуре цветами, которые выглядели с разных ракурсов то элегантно, то немного грубо, то просто совершенно странно. Эти цветы снова появились на выставке Kunsthalle Basel в 2015 году, что помогло укрепить репутацию Йи на международной арене.
Заключенные внутри майларовых воздушных шаров, которые грозили лопнуть при малейшем волнении, они были выстроены в формы, которые предполагали вмешательство инопланетян. Название «Может быть, она родилась с этим отсылает к девизу косметической компании Maybelline, и действительно, многие работы Йи опираются на - и подрывают - условности маркетинга, используемые для продажи косметических товаров.
Геном аромата, 2016 г.
В своем 3D-фильме «Геном вкуса» (2016), впервые представленном в музее Fridericianum в Касселе, Германия, Йи прямо рассказала о роли, которую колониализм может сыграть в поисках новых ароматов. Якобы фильм-эссе, сочетающий в себе факты и вымысел Криса Маркера, эта неклассифицируемая работа сосредоточена вокруг ученого и местного гида по охоте за очень ценимым растением с таинственными лечебными свойствами в бразильской Амазонии.
Однако фильм не дает нам большого представления о том, что они ищут, и в нем нет точной хроники путешествия. Вместо этого, в основном посредством озвучивания, фильм размышляет о неестественных сочетаниях органических материалов разных возрастов на фоне изображений дельфинов и ананаса, которым вводят неопознанное вещество. «Человечество до сих пор не переработало империалистическое культурное загрязнение, планетарное разорение, исчезнувшие индейские цивилизации - ключевые элементы, составляющие ароматный профиль тропиков», - интонирует рассказчик фильма. «Если удовольствие состоит в том, чтобы придать миру блеск, то боль должна быть его порами».
Биологизация машины (болезнь щупалец), 2019 г.
За последние несколько лет Йи стала все больше интересоваться тем, как технологии навсегда изменили природу - а в некотором смысле даже слились с ней. Впервые «Биологизация машины» была показана на Венецианской биеннале в 2019 году, и в этом году ее темой стали потрясения и неопределенность. Под выпуклыми поверхностями из ламинарии были спрятаны аниматронные бабочки, которые периодически порхали. Строения были подвешены над небольшими бассейнами с водой, вставленными в бетонный пол, их содержимое ритмично колебалось таким образом, что напоминало венецианскую лагуну. Искусственный интеллект был использован для изменения температуры во время выставки.
Эти скульптуры водорослей напоминали злокачественные опухоли или коконы, вот-вот грозящиеся лопнуть. И если действительно эти формы расколются, станут ли эти механические бабочки единым целым со своей средой? Биологизация Машины, кажется, предполагает будущее, в котором технологические творения человека больше не могут быть отделены от окружающей среды - что долгое время было целью ученых и инженеров, как к лучшему, так и к худшему. «Что, если бы ИИ мог учиться через органы чувств? Могут ли машины развивать свой собственный опыт восприятия мира?». Йи сказала The Art Newspaper перед открытием своего шоу в Тейт Модерн, что задавалась следующими вопросами: «Могут ли они стать независимыми от людей? Способны ли они обмениваться интеллектом с растениями, животными и микроорганизмами?».