Найти тему

«Ласточка Лёля»-боевой командир эскадрильи 46-го гвардейского авиаполка,гвардии капитан, герой Советского Союза Ольга Санфирова.

Начало публикации Вы можете прочитать по этой ссылке

Продолжение

Если вначале немцы издевательски называли самолет «русская фанера», то позже уже опасались попасть под ночную бомбежку У-2 .

Это были им подарки от смелых летчиц «ночных ведьм».

Одной из первостепенных задач, стоявших перед немецкими летчиками-истребителями, было уни- что -же-ние «русфанер».

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                             Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.

Наши же мужчины -летчики, называли этих девушек ласково -

« боевые ласточки».

Главным оружием данного легкого бомбардировщика стала незаметность. 

Ночью его не было слышно и не было видно.

И не только невооруженным глазом.

Немецкие радары Freya  также не видели У-2. Защитой самолета была и его тихоходность.
У-2 обладал низкой скоростью полета и мог совершать полеты на небольших высотах.

Более скоростные самолеты противника рисковали в такой ситуации
просто
врезаться в деревья, холм или складки местности.

У-2 (По-2) мог

- летать на бреющем полете.

- сесть и взлететь , условно, с "пятачка" земли.

Летчики говорили

- если не знаешь как сесть, то отпусти его, он сам сядет .

И это была не шутка.

В случае, если летчик отпускал рули управления У-2 начинал самостоятельно планировать со скоростью снижения 1 м/с и, если под ним оказывалась ровная поверхность, он мог самостоятельно благополучно сесть.

Его трудно было опрокинуть в штопор, но он очень легко выходил из него.

Примечание

Летчики У-2 в экстремальной ситуации умудрялись летать на уровне верхушек деревьев,  на такой высоте самолет был труднодоступен для атаки немцами.
Скорость сваливания немецких истребителей Messerschmitt Bf 109 и Фокке-Вульф Fw 190 была равна максимальной скорости полета У-2, что крайне усложняло задачу удержания биплана в прицеле истребителя в течение необходимого для успешной атаки времени.

Весной 1943- го  О. А. Санфирова и штурман Руфина Сергеевна Гашева нанесли бомбовой удар по фашистской переправе.

Фото из свободного доступа доработанное автором.                                                             Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.

Ночь стояла тихая, звёздная.

Подлетели к переправе. Сбросили осветительную бомбу для прицела. Увидели  реку и узкую полоску моста ,а на нем движущиеся  вражеские машины.

Лучи немецких прожекторов ожили и  нервно зашарили по чёрному небу в поисках русского самолёта.

– Лёля! Давай бомбить с планирования обратилась Гашева.

– Хорошо!

Самолёт бесшумно пошел к переправе.

Кадр из фильма "В небе "ночные ведьмы"" режиссёра Евгения Жигуленко, 1981 год. Свободный источник. Яндекс картинки.
Кадр из фильма "В небе "ночные ведьмы"" режиссёра Евгения Жигуленко, 1981 год. Свободный источник. Яндекс картинки.

Ныряй под прожектор! –крикнула Руфина.

Мгновение и У-2  резко  пошел вниз.

На высоте шестьсот метров штурман Руфина Гашева сбросила несколько бомб.

- Есть попадание в основание моста!

– Отлично! – похвалила ее командир.

Очнувшись, нервно застрочили немецкие зенитки.

Фотоколлаж и доработка автора из материалов свободного доступа.                                                             Яндекс картинки.
Фотоколлаж и доработка автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.

Штурман отделалась легким  ранением ноги.

Примечание

Ольге Санфировой и  ее штурману Руфине Гашевой ( подругам) не раз приходилось совершать вынужденные посадки на подбитом самолёте.
Ночами  удавалось  пробраться к своим.
За боевые подвиги,  мужество и  руководство боевой эскадрильей командир  была удостоена орденов Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского.

13 декабря 1944 года стало для Санфировой роковым.

После  успешно выполненного задания на территории Польши, экипаж возвращался домой.

Боевое задание поставленное командованием перед Ольгой Санфировой и ее подчиненными.                                                                                                                         Из Журнала боевых действий 325 НБАД, которому подчинялся 46-й Гв. НБАП.              Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память Народа.
Боевое задание поставленное командованием перед Ольгой Санфировой и ее подчиненными. Из Журнала боевых действий 325 НБАД, которому подчинялся 46-й Гв. НБАП. Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память Народа.
Фотоколлаж и доработка автора из материалов свободного доступа.                                                             Яндекс картинки.
Фотоколлаж и доработка автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.

Снаряд немецкого крупнокалиберного зенитного пулемета пробил топливный бак. Пламя тут же охватило фюзеляж.

Примечание

Полотняная обшивка крыла покрыта в три слоя лаком.
У-2 (По-2) был очень огнеопасен.

Ольга Александровна Санфирова экстренно принимает решение,прихватить парашюты, вылезть на плоскость корпуса и прыгнуть вместе со штурманом, Руфиной Гашевой.

Парашюты раскрылись.  Ветер  разнёс их на 800 метров друг от друга. По стечению обстоятельств приземлились девушки на минное поле.

Руфине  судьба в этот день благоволила.

После приземления  она смогла добраться до наших, ее  обессилевшую подобрал боец.

Ольга же не дошла совсем немного. Услышав русскую речь, поторопилась и наступила на противопехотную мину.

Так лаконично произошедшее было отображено в Журнале боевых действий 325 НБАД.                          Из Журнала боевых действий 325 НБАД, которому подчинялся 46-й Гв. НБАП.              Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память Народа.
Так лаконично произошедшее было отображено в Журнале боевых действий 325 НБАД. Из Журнала боевых действий 325 НБАД, которому подчинялся 46-й Гв. НБАП. Свободный источник. Сайт Министерства Обороны Память Народа.

Юрий Ивлиев и Ольга Санфирова сделали  много вылетов в белорусском небе во время наступательной операции «Багратион».

Под крыльями их самолетов не раз проплывал город Гродно и  река Неман.

Этот город навсегда и стал последним пристанищем для двух  героев - капитанов, командиров эскадрилий Ивлиева и Санфировой.

Братская могила в парке имени Жилибера в Гродно.                                                                        Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Братская могила в парке имени Жилибера в Гродно. Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.

Так вот сложилась судьба

Ольги Александровны Санфировой — командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии,4-й воздушной армии,2-го Белорусского фронта),гвардии капитана, Героя Советского Союза.

Ее подруга Руфина Гашева летала дальше, встретила Победу, создала семью, проживала в г. Москве, училась, работала,участвовала в патриотическом воспитании молодёжи.

Но об этом уже в другой статье.

Спасибо , всем, тем, кто дочитал  обе части статьи до конца.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

Знакомьтесь с другими публикациями канала.

Желаю Всем здоровья, добра и МИРА!

Как всегда, Ваш Алекс Путешественник.

#великая отечественная война #герои войны #летчики #подвиг народа #история