Организация сортировки ТБО - твердых бытовых отходов и ОСС - отходов строительства и сноса зданий требует значительных, но не космических вложений.
Гораздо больше здесь бумажной волокиты и общения с чиновниками. По-этому, прежде чем взяться за этот прибыльный, но, несомненно, гемморный бизнес, взвесьте все "За" и "ПРОТИВ".
Ну да ладно. Давайте по порядку. Конспективно...
ШАГ 1. Оформление
Для создания легальной сортировки ТБО, КГМ и/или ОСС вам необходимо:
1. Внимательно прочтите Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ" в действующей редакции. В последней редакции закон четко дает понять что такое отход и оборот отходов, что такое сбор, транспортировка, обработка и сортировка отходов, утилизация, размещение и в чем отличие одного от другого.
2. Прочитайте все нормативные акты, от федеральных до своих региональных, которые любой поисковик выдаст на запрос "отход и оборот отходов". Даже утратившие силу. Выпишите их и САМОСТОЯТЕЛЬНО составьте краткий конспект этих нормативных актов. Если составите такой конспект сами, то, считайте, что юридически освоились в теме.
3. Уясните для себя что такое ФККО и как в нем разобраться. Для этого изучите Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"с изменениями и дополнениями.
Зачем?
Поняв структуру документа вы сможете решить для себя, в первом приближении, какие классы, группы отходов существуют и что вы можете принимать и перерабатывать без лицензии, на что уже лицензия необходима. Там же вы сможете примерно определиться с видами отходов которые вы сможете принимать стабильно, какие - периодически (это если исходить из видов отходов, образующихся на близлежащих к вам предприятиях поселениях, при наличии стабильных отходоперевозчиков или своего транспорта) и с выгодой для себя, а также определить какие отходы вам не интересны с коммерческой или производственной точки зрения.
4. Следующим шагом вам необходимо изучить Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ", где будет сказано о том, что для работы с отходами I-IV класса опасности вам необходима лицензия на такую работу, а также какие требования к вам предъявляются для получения такой лицензии.
Очень рекомендую поискать контакты в территориальных органах Росприроднадзора, Министерства/департамента экологии. Хотя бы, что бы понять позицию властей на открытие такой сортировки.
5. Найти место, которое в соответствии с кадастровым назначением земель является пригодным для работы ( в идеале - промка или земли специального назначения для строительства опасных производств (и такое есть) или с иным похожим назначением, но не земли сельхозназначения, не лесные территории, не ИЖС и т.п.), но не ближе чем 500 м от водоохранной территории.
Определить наличие коммуникаций на территории - электричество, водопровод, канализация. Близость прилегания к жилой застройке, природоохранным территориям, жилому сектору. Прикинуть наличие нормальных подъездных путей.
Если чего-то не хватает - прицениться к стоимости подключения и производства дорожных работ. Подключиться и заключить договоры.
Если все это есть, то зарегистрировать компанию или ИП именно под эти цели, ибо без штрафов и взяток не обойдется, а имеющийся бизнес лучше не подставлять.
6. Найти профильную лицензирующую компанию и заплатить денег за оформление лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности.
(Моя рекомендация - на сбор и транспортировку отходов сделать вторую компанию.
Да, дорого. Но учитывая штрафы за незаконный оборот отходов, такая гм... вторая контора убережет сортировку от лишних общений с контрольно-надзорными органами. Да и бухг.учет правильнее будет. Тут - собираем и вывозим. Там - обрабатываем (сортируем), пускаем во вторичное применение (утилизируем), дробя, продавая, переплавляя и т.д. А что не можем переработать - везем на размещение или уничтожение на МСЗ).
Это не ускорит сроки получения Лицензии - ответ 45 дней со дня подачи документов по регламенту, но может уберечь от лишних телодвижений из-за ошибок или недостатка каких-либо документов.
Профессиональная лицензирующая компания также укажет на необходимые для работы штатные должности, какие курсы пройти и какие корочки получить, какое оборудование должно быть на сортировке и как она должна быть обустроена. Некоторые компании даже сопровождают выездные (обязательные вообще-то) проверки контрольно-надзорных органов на момент получения таких лицензий.
Если всё - ОК, если подошла земля, всё оформлено правильно и в наличии необходимый минимум оборудования и работников и вы получили лицензию, то необходимо сделать несколько следующих шагов.
Шаг 2. Перед началом работы
1. Что бы у контрольно-надзорных органов было как можно меньше вопросов и оснований для штрафов, вам необходимо разработать Технологический регламент, технологические условия - ТУ, в которых вы опишите процессы сортировки, переработки, утилизации тех отходов, которые вы намерены утилизировать (использовать как вторичные материалы, как сырьё для производства нового продукта) и куда вы денете не переработанные остатки.
Примером могут послужить ТУ по переработке древесины в топливные брикеты, ТУ по производству перегноя из листвы и пищевых отходов, ТУ по производству рецикла (вторичного щебня) и т.д. и т.п.
На рынке уже давно существуют компании, специализирующиеся на создании таких Техрегламентов.
Под каждый вид перерабатываемых отходов в рамках ТУ необходимо иметь соответствующую технику.
2. Если вы сами ничего не производите, а только сортируете отходы и продаете, то необходимо заключить договоры с компаниями, которые будут забирать на утилизацию бесплатно или покупать у вас сортированные отходы. Это могут быть пластики, пленка, картон, металл, стекло, лом ЖБИ и бой кирпича и другое.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО У ВАС ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОГОВОР С ПОЛИГОНОМ ДЛЯ КОНЕЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ НЕ ПЕРЕРАБОТАННЫХ ОТХОДОВ.
Кстати, за размещение таких отходов с вас будут взимать экологические сборы. Неуплата может вылиться в огромные штрафы.
4. Для Москвы и Московской области вам необходимо будет зарегистрироваться в АИС ОССиГ Правительства Московской области, РНИС и ИС "Электронный талон" Министерства экологии Правительства Московской области в качестве Отходополучателя, Отходоперевозчика (если будет свой транспорт) и в качестве Отходообразователя, если будете, а вы точно будете) размещать на захоронение остатки от переработки отходов сортировки.
Также необходимо будет определить лимиты на прием и переработку тех или иных видов отходов, исходя из производственных мощностей.
Шаг 3. Техническое обеспечение сортировки
Для обслуживания сортировки вам необходима будет следующая техника и оборудование:
На приемке: Бытовка, весы, видеокамеры, приборы радиационного и химического контроля.
Для перемещения отходов: Фронтальный погрузчик с ковшом 1,5-2 м3, экскаватор или стационарную грейферную установку с лепестковым ковшом (как у металловозов, если кто не понял), погрузчик вилочный для перевозки прессованных отходов или мини-погрузчик типа БобКет с быстросъемом под ковш, вилы, щетку.
Желательно хотя бы 1 самосвал или бункеровоз.
Для переработки отходов: грохот и дробилка для лома ЖБИ и бетона, дробилки для мягкого и твердого пластика. Они бывают комбинированные.
Пресса, минимум 2 шт.
Хорошо бы установить мойку для отходов с системой замкнутой циркуляции воды и фильтрацией стоков.
Ручной инструмент.
Для металла здорово иметь электромагнит!
А еще здорово иметь конвейерную ленту для ТБО!
В ряде случаев очень пригождается сеялка - троммель.
Емкости для хранения отсортированных отходов. Стеллажи.
Для пищевых отходов нужен как минимум контейнер 0,8 м3 коммунальный и к нему договор на обслуживание и вывоз с коммунальщиками.
Печь "для отопления некоторых производственных помещений", т.к. деревяхи может быть много.
Производственные помещения: территория не менее 300-500 м2, бытовки для отдыха и приема пищи работников, бытовка административная, бытовка для весового контроля. Также необходимы душ и туалет.
Ангар (в идеале) для хранения и сортировки отходов. Тент или навес "кисловодского" типа, если не хотите заливания и засыпания отходов, привозимых и складируемых на улице. Для ТБО - однозначно нужны. Для строяка - не обязательно.
Шаг 4. Рабочий процесс
Рабочий процесс это самое простое и одновременно сложное.
В нем должны присутствовать минимум 2 профессионала.
1. Приемщик, который не пропустит отходы которые вы не принимаете, а если и пропустит, то сделает это правильно. Но лучше - не надо.
2. Прораб, который не только правильно организует работу, но и не даст всё перекидать в одну кучу на выброс, а будет следить иногда и за тщательностью сортировки отходов.
Остальные работники сортировки это машинисты-водители, операторы прессов и дробилок и разнорабочие - основная производственная сила сортировки. Но тоже должны примерно понимать что им делать и зачем.
Сам процесс.
Машину на въезде принимает и осматривает приемщик, который перед тем, как пустить машину на весы должен проверить наличие радиации в привезенных отходах. Это не так уж и редко встречается.
Если все ОК, то далее визуальный осмотр привезенного отхода.
После этого -весы.
Далее машина выгружается, но не сама по себе, а в указанном месте и под надзором прораба. Ибо что только не пытаются запихнуть внутрь...
Если опять всё ОК, то на кучу направляются муравьи-разнорабочие, которые максимально полно разбирают по видам отходов выгруженное машиной. Рядом стоит техника, которая шевелит кучу.
(4 человека за смену 8 часов могут разобрать, без пинков, от 80 м3 строяка).
После сортировки по видам отходов, сортированные отходы растаскиваются для более тщательного разбора.
Далее в преса или на дробилку.
Конечный итог - что можно продаем. Что нельзя на свалку.