Если не рассматривать окружающую среду, то неолитическая культура Меримда Бени-Салама очень сильно похожа на Файюм А и Набта Плайя III. Во всех этих трех случаях мы имеем дело с оседлым населением, которое занималось сельским хозяйством и скотоводством и одновременно охотой и рыболовством. Техника создания керамики и обработки кремня являются теми же самыми. Выделяют Меримде ее поселение. Принимая во внимание небольшие размеры жилищ, было бы, преувеличением говорить об «урбанизации» относительно Меримде; но при этом размещение хижин по обеим сторонам улицы или площади являет собой прогрессивный шаг по направлению к урбанизации. Нужно при этом отметить, что данная группировка жилищ появляется лишь в ходе последней стадии заселения. Однако, Меримде остается одним из значительнейших поселений неолита, обнаруженных в долине Нила.
Сложно оценить, какое именно наследие передала культура Меримде зарождающейся египетской цивилизации. Если учитывать возможность, что некоторые черты этой культуры продолжились в иероглифическом письме, определенным свидетельством связи между Меримдой и додинастической культурой в целом служит грушевидная булава, которая была найдена в Меримде. «Эта булава была обнаружена в герзейской культуре, где она окончательно заменила булаву в форме усеченного конуса, характерную для бадарийской, амратской культуры и для культур нубийско-суданского неолита. В появлении грушевидной булавы нередко видели доказательство контактов между Меримдой и цивилизациями Ближнего Востока, где она известна в древнюю эпоху как в Палестине, так и в Анатолии. Тем не менее, следует отметить, что в Меримде она была сделана на месте, а не импортирована». Если даже, как полагали некоторые ученые, Меримда являет собой составную часть ливийско-африканской культурой с значительной примесью юго-восточных азиатских элементов, то необходимо признать, что связи с Западом были намного более очевидными, нежели с Востоком.
Главные черты культуры Меримды можно вновь увидеть в культуре Эль-Омари (названной так по имени египетского ученого, который открыл ее в 1924 году) Поселение Эль-Омари, которое располагается в современном крупном пригороде Каира, расположено на восточном берегу Нила между Хелуаном и Маади на границе наносной долины приблизительно в семи километрах от самой реки.
Как и в Меримде, культура Эль-Омари являлась смешанной. «Она основывалась преимущественно на сельском хозяйстве (пшеница, ячмень, вика, лен) и скотоводстве (возможно, крупный рогатый скот, определенно — овцы и козы, свиньи и собаки); однако жители занимались также охотой (на антилопу и страуса) и собирательством (финики, плоды сикомор, стебли дикого сахарного тростника); наконец — и прежде всего — они использовали водную биосферу самой реки и останцы или болота, которые были с ней связаны (гиппопотамы, черепахи, крокодилы, утки, множество видов рыб, а также раковины и пресноводные мидии). Улитки продолжали занимать значительное место в питании: масса примерно из двух литров улиток была положена в одну из могил в качестве заупокойного приношения»
Каменная индустрия родственна Меримде: она одновременно является «двусторонней» (треугольные наконечники дротиков и зазубренные стрелы, серпы и зазубренные пилы, полированные топоры) и «пластинчатой» (ножи, вставки к серпам, скребки, пробойники). Более многочисленны, чем это имело место в Меримде, жернова для помолки зерна. Они делались из кварцита, а дробилки — из окаменевшего дерева. Редкие фрагменты доказывают, что вазы из камня (как правило, базальта) также изготовлялись в Эль-Омари. Нечто типа мотыги из кристаллического известняка кажется более специфическим для омарийской индустрии. Относительное многообразие орудий, инструментов и каменных предметов (по сравнению с Меримде) могло являться простым результатом близости ресурсов камня на востоке (Аравийская горная цепь), как и на западе (файюмский базальт).
Керамика являлась однотонной, как и в Меримде, как правило красной, благодаря гематитовому ангобу, но также и черной, гладкой и полированной, или грубой.
Наравне с камнем и глиной, в повседневной жизни омарийцы использовали и другое сырье: кость для изготовления пробойников, шил, иголок, рог для шильев и крючков; кожа, видимо, также находила себе множество применений, и льняные волокна служили с таким же успехом, чтобы одевать живых, так и для того, чтобы хоронить мертвых. «Из растительных волокон делали корзинки, циновки, канаты и веревки, а также рыболовные сети, существование которых подтверждается присутствием грузиков, служивших для их натягивания. Древесина (тамариска) редка, но ее отсутствие объясняется тем, что она плохо сохраняется».
Несмотря на то, что археологические работы дали в Эль-Омари большее количество личных украшений, чем в Меримде, их все же не так много — в отличие от более южных нильских культур. Раковины из Красного моря с отверстиями, бусы из кости, скорлупы страусиных яиц или камня собирали в ожерелья и браслеты.
Весь комплекс «Эль-Омари» включает два кладбища и три поселения. Ученые полагают, что в Омари-А было около сотни круглых или овальных хижин. Одни из них были частично вырыты в земле, как в Меримде, другие же были построены на поверхности земли из простых плетеных решеток. Некоторые из жилищ, которые были наполовину погружены в землю, имели стены, обтянутые циновками. Вблизи от жилищ имелись достаточно крупные загородки, которые были построены из стеблей камыша, связанных веревками и удерживавшимися на месте столбами. Эти загородки, несомненно, были предназначены для животных.
Как и в случае с Меримде, ученые полагали, что в Омари имелись захоронения внутри поселений, возможно, даже в самих жилищах. Ограниченные публикации раскопок не позволяют узнать, не был ли такой способ погребения предназначен только для женщин и детей и имел ли он место вообще. С уверенностью нельзя определить, была ли могила найдена вблизи или внутри дома просто из-за того, что поселение продолжало развиваться в течение многих столетий: «Как бы то ни было, близ памятника Омари-С были открыты два некрополя. Тела хоронили в простых овальных ямах, вырытых в земле; они лежали в скорченном положении на левом боку, в основном головой к югу и лицом к западу, как и в додинастический период в Верхнем Египте. В одном случае стены ямы были обложены грубыми камнями. Погребальный инвентарь, когда он вообще был, состоял из одной вазы для повседневного употребления. В одной из могил на грудь умершего был положен букет цветов. Еще в одной умерший держал в руке жезл длиной 36 см, обточенный с двух концов. Этот жезл сравнивают со «скипетром», который иногда держали фараон и божества с начала исторической эпохи. Из-за этого в этом погребении видели могилу вождя, и В. Гордон Чайлд, дав волю своему воображению, даже считал его отдаленным предком царей Нижнего Египта в додинастическую эпоху».
Заселение поселений Эль-Омари, что не вызывает сомнений, продолжалось долго. Еще до открытия неолитических поселений здесь была обнаружена микролитическая индустрия финальной стадии палеолита, которая являлась одновременной с себильской в Верхнем Египте Цивилизация Эль-Омари A-В, как и цивилизация Меримде, являлась более бедной, нежели цивилизации Верхнего Египта, как Бадари, так и Амратская, которые, в то же время, по крайней мере отчасти, были им современны. Отсутствие меди как в Эль-Омари, так и в последней стадии Меримде, при том, что она активно использовалась в Бадари, видимо, является свидетельством против часто звучащей гипотезы азиатского происхождения металлургии в долине Нила. Судя по всему, все происходило так, как будто бы Эль-Омари, как и Меримде, являлась оригинальной цивилизацией, которая была тесно связана с нильской экологией, то есть уже «египетской», продолжая при этом быть связанной с большой областью культур сахарского неолита.
Спасибо за внимание!