Появление первых школ на Руси тесно связано с принятием христианства и развитием письменности. В этой статье мы расскажем, какие этапы прошла школа, чтобы стать такой, какой мы её знаем.
Средневековое образование: принятие христианства, письменность и первые школы
Создание славянской азбуки можно отнести к 863 году. Это период Моравской миссии, во время которой Кирилл и Мефодий прибыли в Великую Моравию — государство, где проживали многие славяне.
Зачем Кирилл и Мефодий приехали в Моравию? Чтобы переводить богослужебные книги. Все главные христианские труды были написаны на греческом — этот язык славяне не знали.
Тогда Кирилл и Мефодий принялись создавать письменный язык на основе разговорного. Так появились старославянский язык и понятная славянам азбука — кириллица. С её помощью стали записывать церковные тексты.
С принятием христианства в 988 году славянская письменность укрепилась на всей территории Руси. Правда, произошло это не сразу.
Цель образования в X−XI веках — «христианизация» населения: несмотря на то, что было принято христианство, языческие традиции на Руси оставались сильными. Тогда и учредили повсеместное обучение грамоте. Учителями были священники, а учебниками — церковные книги: Псалтырь и Часослов. Такие занятия назывались «книжным учением».
В XI веке появились монастырские школы и заведения, где учили начальной грамоте. Программа «книжного учения» расширилась, и выпускников готовили к государственной службе. Также были женские школы, где девочек из знатных родов учили грамоте.
Школы в XVI−XVII веках
Монголо-татарское нашествие остановило развитие массового образования. Но с XVI века оно начало восстанавливаться: появилось книгопечатание, население городов становилось всё плотнее, развивались промышленность и дипломатия. Все эти процессы требовали, чтобы процент грамотных людей рос.
На русские школы большое влияние оказывали школы Речи Посполитой — это территория современных Украины и Белоруссии. Многие выпускники Виленской, Львовской, Могилевской, Киевской и других школ стали преподавать в России. Один из этих учителей — писатель и богослов Симеон Полоцкий.
А с середины XVII века светское образование выходит на первый план — это связано с дипломатией, тесным общением со странами Запада. Тогда же появилась мода на домашних учителей-иностранцев.
В Москве открываются школы с программами, похожими на программы греко-латинской школы Ртищева братства, школы Чудова монастыря, Заиконоспасской школы и других. Там преподавали греческий, латинский, славянский языки (тогдашние языки науки), философию и «свободные искусства».
Открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Она принимала людей любого «чина, сана и возраста» и готовила священнослужителей и госслужащих.
Школьное образование в эпоху Петра I и Екатерины II
Значительные изменения начали происходить в начале XVIII века. Это связано с реформами Петра I и Екатерины II.
Образование стало более светским, так как развивались дипломатические и торговые отношения с другими странами. Богословие преподавалось только в епархиальных школах и только для детей духовенства.
Также в начале XVII века специалисты для армии и флота нанимались из-за рубежа. Петр I решил, что обучать профессионалов нужно внутри страны. В 1701 году в Москве основана Школа математических и навигационных наук, или Школа пушкарского приказа. Поступить туда могли мальчики всех сословий.
К 1723 году в стране появилось 42 цифирных школы — это были начальные государственные общеобразовательные учебные заведения для мальчиков. В них, кроме других дисциплин, детям углублённо преподавали цифирную науку — арифметику, математику.
В 1764 году Екатерина II учредила Смольный институт, что сделало образование доступным не только для мужчин, но и для женщин. Девочки приезжали туда в 6 лет и учились до 18 лет. Они изучали математику, физику, архитектуру, иностранные языки и многие другие предметы.
Появление министерства народного просвещения, отмена крепостного права
Александр I учредил министерство народного просвещения в 1802 году. Оно определило направление развития образования. Одно из главных положений министерства говорило о том, что низшие ступени образования будут бесплатными и доступными для всех.
Появились привилегированные учебные заведения: лицеи, гимназии, университеты. Там учились будущие госслужащие. Также стали работать приходские и уездные училища, которые делали доступным базовое образование для бедных людей.
В этот же период появился Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин и другие знаменитые люди.
В 1861 году, с отменой крепостного права, образование стало всесословным и доступным. были церковно-приходские, земные и воскресные школы, а гимназии разделились на классические и реальные. В реальных могли учиться дети любых сословий, а обучение стоило не слишком дорого. Также появились женские гимназии и школы.
Советская школа
Так как одним из основных положений марксизма был атеизм, то преподавать религию стало запрещено. Были бесплатные школы, где упор делался на труд.
Начальное образование стало обязательным, и вся система обучения была направлена на воспитание советского гражданина.
С 1958 года среднее образование сделали обязательным для каждого гражданина, а учёба в школе длилась 10 лет. С 1987 года официально «прибавился» ещё один класс, в нормативных документах было закреплено 11-летнее обучение.
Современная российская школа
История современной школы начинается примерно с конца XX − начала XXI века. С 1997 года начали появляться «прообразы» ЕГЭ, а с 2001 года экзамен экспериментально вводился в разных уголках страны.
В 2012 году принят закон «Об образовании», который действует и по сей день. Сейчас у школьного образования есть три ступени:
— начальное общее — 1−4 классы;
— основное общее 5−9 классы;
— среднее общее образование 10−11 классы.
В России есть общеобразовательные школы, а также гимназии и лицеи, в которых углубленно изучаются какие-либо предметы. Отучиться в школе 9 лет обязан каждый гражданин — это прописано в 43 статье Конституции.
Школьное образование в России прошло длинный путь. И школы еще развиваются. Все популярнее у школьников становятся семейное обучение, индивидуальный подход, профориентация и финансовая грамотность. Образование пока не идеально, но мы можем подстраивать его под себя.