236-я стрелковая дивизия, о подвиге бойцов которой пойдет речь дальше, была сформирована из 41-й легко-танковой бригады 20 апреля 1941 года в Закавказском военном округе как 236-я мотострелковая дивизия.
С 25 августа по 5 сентября 1941 года дивизия принимала участие в Иранском походе.
Вернувшись с похода в СССР, а именно в г. Ленинакан Армянской ССР, 5 сентября 1941 года переформирована в 236-ю стрелковую дивизию и с декабря 1941 года участвовала в боях Великой Отечественной войны...
В апреле 1944 года дивизия форсировала реку Днестр у села Пуркарь Молдавской ССР и до августа месяца вела жестокие бои по расширению, закреплению и удержанию Пуркарского плацдарма на Днестре.
И вот наступило 6 мая 1944 года...
Над землей Заднестровья поднималось майское солнце. Казалась ярче обычной в эти минуты листва распускающегося винограда, отчетливей виднелся с высоты круто извивающийся между густыми зарослями плавней полноводный Днестр. Тихо было на высоте, где занимала рубеж группа бойцов во главе со старшим лейтенантом Баркаловым. И хотя все часто посматривали в сторону подозрительно умолкшего врага и были готовы по первому сигналу вступить в бой, затишье брало свое. Каждому из сорока четырех воинов, находящихся здесь: молдаванам Степану Мойса и Филиппу Мустяцэ, украинцам Стаднику и Бардюже, русским Пономареву и Константинову, казаху Бетенову и сыну Кавказа Тавзарову — всем припомнилось в это тихое утро самое близкое и родное, счастливые годы мирного труда, дом, семья. Бойцы тихо беседовали между собой, и еще больше ожесточала их сердца злоба на коварного врага, нарушившего счастье каждого из них.
Разговор вдруг прервался. Из-за бугра легкий порыв ветра донес гул моторов...
«ПОЗАДИ НАС ДНЕСТР!»
Бой начался внезапно. В пять утра немцы обрушили на наш передний край шквал артиллерийско-минометного огня. Кругом бушевали взрывы, взметая вверх горячие комья земли. Тысячи раскаленных осколков проносились в воздухе, начисто срезая цветущие ветки.
На этом участке фашисты превосходящими силами рассчитывали нанести главный удар, занять высоту и любой ценой сбросить советских воинов с правого берега Днестра.
В клубах пыли и едкого дыма шесть фашистских танков и две роты пехоты быстро приближались к нашим позициям. Гитлеровцы имели здесь больше чем тройное превосходство в силах, не считая танков. Но советские воины не дрогнули, не попятились назад. Все сорок четыре как бы застыли на своих местах, ожидая приближения врага. И когда немцы подошли совсем близко, над окопами раздался голос старшего лейтенанта Баркалова: «Ни шагу назад, богатыри! Позади нас Днестр! Ни шагу назад!» — передавая по цепи, повторял эти священные слова приказа, словно клятву, каждый боец.
В РУКОПАШНОЙ СХВАТКЕ
Вот уже на передний край ворвались вражеские танки. В единоборство с ними вступили артиллеристы, полетели гранаты бойцов Баркалова. Чтобы сокрушить стальное упорство советских воинов, немецкие танки утюжили окопы, в упор били из пушек и пулеметов. Некоторые из отважных бойцов погибли в этом неравном бою, но оставшиеся в живых с еще большим мужеством дрались с наседавшей со всех сторон фашистской пехотой.
Каждому приходилось сражаться с четырьмя, пятью гитлеровцами. Даже тяжелораненые, собирая остатки сил, бросали гранаты, били из винтовок. Завязались рукопашные схватки. «За Родину!» — раздавался в поредевших рядах наших бойцов голос коммуниста младшего лейтенанта Бетенова. «За великий русский народ! За родную Украину! За Советскую Молдавию!» — с этими словами бросались советские богатыри в самую гущу гитлеровцев, крушили их прикладами, гранатами, стреляли в упор. Вот один боец выскочил из окопа навстречу семи гитлеровцам. Четырех он сразил гранатой, трех добил прикладом, а затем с гранатой в руках бросился на танк и упал, пронизанный пулями.
На поле боя застыли уже четыре немецких танка, валялись десятки трупов гитлеровских солдат и офицеров. Но все меньше оставалось и советских бойцов. Немцы снова пытались лезть вперед и, по-прежнему, смертью расплачивались за свои потуги. Бой продолжался. Уже только трое осталось в строю: санинструктор Федор Касторный, рядовые Николай Журжа и Филипп Мустяцэ. Истекая кровью от тяжелых ран, они продолжали сдерживать натиск многих десятков гитлеровцев до тех пор, пока не подошла помощь. Решительным ударом гитлеровцы были обращены в бегство.
ВРАГ НЕ ПРОШЕЛ
...Не удалось немцам сбить советских воинов с занимаемого рубежа. Ценой своей крови и жизни отстояли его сорок четыре героя во главе со старшим лейтенантом Баркаловым, совершившие великий и бессмертный подвиг во имя победы над врагом.
В этой беспримерной по героизму битве всех их вело одно святое чувство — любовь к Родине.
Многие из них погибли, но враг не прошел. Политая кровью храбрых заднестровская земля не забудет их славных имен. На века сохранят люди в своей памяти бессмертный подвиг сорока четырех советских воинов. И наша окончательная победа над фашистскими захватчиками будет самым лучшим памятником богатырям.
Старший лейтенант Игошев
Газ. «Герой Родины» 29 мая 1944 г.
☆ ☆ ☆
Пуркарский плацдарм, захваченный и удерживаемый 236-й стрелковой дивизией, сыграл впоследствии важную роль в развитии Яссо-Кишеневской операции.