Сколько страшных и удивительных историй слушали детишки, лёжа зимой на печи или на полатях! А что ещё делать? Погулять не все могли, а за окном, меж тем, темнеет рано, развлекаться надо дома. Вот и прислушивались малыши: половица скирпнула - не домовой ли? А за окном не то ветер воет, не то нечисть какая-то! Зато на печи тепло, хорошо, даже сразу не так страшно.
Сколько страшных историй можно было услышать в это время! И многие из них, на удивление были связаны с этой самой печкой. Сооружение, прямо скажем, мистическое и таинственное, с запутанным нутром и такими важными функциями.
Перво-наперво, за печкой жил домовой. Хоть и нечисть, а всё ж добрая, покладистая. Не то он изначально такой был, не то от долгого житья подле людей разглядел их добрую суть, да и стал помогать, а изредка потешаться. К своему домовому хозяева привыкали, не даром же всю жизнь задабривали его, потому при переезде на новое место следовало и “дедушку” за собой позвать специальными поговорками: “Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу — как умею награжу”. Следует ещё отрезать край каравая, положить под печку и можно быть спокойным: при добрых отношениях, домовой передет вслед за хозяином, обживёт новое запечье, станет снова оберегать быт.
Но печка укрывала не только добрую нечесть! За той же печкой могла поселиться и Кикимора, чтоб птиц щипать по ночам, пряжу путать, да и в целом шумом своим страх на хозяев нагонять. Любимое место в доме - правый от входа угол, и не случайно. именно туда хозяйка сметает мусор, чтоб при случае сжечь в печке. Почему там? А чтоб через этот сор порчу или сглаз дурной на семью не навели.
Кто ж может дурного желать? Да хоть те же самые печники! Наводили печники и плотники на людей страху не хуже знахарей или колдунов. Расплачивались с ними щедро, по традиции на всех этапах строительства подносили водку, и на всё время работ обеспечивали питанием. А не то бед не оберёшься! Вохомские плотники (с Вологодской губернии) как-то раз не получили кроме денежного расчёта угощения пивом и водкой, да затаили обиду. Уехали, а хозяин сына своего послал работу принимать. Парнишка возвращается перепуганный и рассказывает, дескать, пришёл, а навстречу ему выбегает сначала маленькая мышь, потом больше, потом и вовсе с сытую кошку размером... Делать нечего, отправил отец сына за водкой, а затем за мастером. Тот не упирался, принял угощение, откушал водки, а потом увидел маленькую мышь и гаркнул: “Скажи в стаде, чтоб сейчас убирались вон!”. Не успели по второй выпить, как вся мышиная братия пустилась наутёк из дома.
Обидчивые мастера случаются, как что не по ним, так положат в трубе один кирпич особым способом и с тех пор печка дымить начинает. Винят-то, конечно, нечистую силу, но поправлять приглашают других печников или каменщиков. Те деньги просят немеренные.
Ходит слава, что могут они и кикимору в дом подселить, и ещё что пострашнее, да только добросовестные мастера вам скажут: есть способы, как хозяев напугать и для того не нужно водиться с нечистью. Вот, кладут они трубу, да и замуруют туда незаткнутые бутылки. С любым ветром из печки жалобный свист начинает слышаться, да так, что житья никакого нет: и святой водой поливают, и иконы подносят, да всё не помогает. Свистит и всё. Другие умеют гусиных перьев навтыкать, тогда из печки кто-то вздыхать будет. И всё по новой, да только всё равно в итоге к печнику за помощью идти.
Для отпугивания нечисти (которая, между тем, и через трубу может в дом попасть), заслонку держат закрытой, а в загнётке припасают ладана. В случае грозы, сыпят его на сковородку, оберегая тем самым жилище.
А огонь в печи разжигали с молитвой, потому как если ссориться в это время, то беда будет. Мало того, что ругань постоянная стоять будет, так и вовсе до пожара недалеко.
При переезде, уголья из старой печи непременно приносили в новую. Чтоб нужды в доме избежать, хозяйки приносили к печи одно-два полена. А по полыхающему огню, если в доме была роженица, предсказывали судьбу новорождённого. Во время свадьбы, жених бросал в устье печи невестиного дома черенок. Коли тот распадался на множество частей - будут молодые жить в достатке.
Словом, и примет, и обрядов печка знает не мало! Сейчас они забываются, растворяются во времени, становятся неотъемлемой частью сказок. А сама печка? Казалось бы, должна выйти из обихода у большинства пригородных жителей, забыться, уступить место котлам. Однако, всё больше людей просят сложить в доме настоящую русскую печь, пусть хоть для украшения! Для ощущения живого тепла, для радости. Для того, чтобы знать, что сказка рядом.
много интересного о строительстве печи рассказывает мастер в сторис у Сергея Горчакова, сходите тоже посмотреть: